Гульнара Сафина: «Если закон становится обязательным, в нем не должно быть пробелов и разночтений»

Декабрь 19, 2018
Президент Ассоциации отелей г. Казани и РТ, управляющий RELITA-KAZAN HOTEL, Гульнара Сафина о том, какие вопросы обсуждались в Минэкономразвития и Совете Федерации представителями власти и гостиничной отрасли. В декабре состоялось два совещания, которые проходили в формате диалога. На первом – отельеры высказались по поводу того, что их не устраивает в законопроектах, на втором – Минэкономразвития после изучения позиции представителей гостиничной отрасли вынесло вердикт: поправки имеют место быть.

У нас прошло два совещания, первое состоялось непосредственно в Минэкономразвития. Там присутствовали представители гостиничной отрасли и туриндустрии – главы профильных комитетов «Опоры России», «Деловой России», Российского Союза Туриндустрии, Федерации рестораторов и отельеров, Российской Гостиничной Ассоциации, представители региональных профессиональных сообществ из Самары и Самарской области, Нижнего Новгорода, наша Ассоциация из Республики Татарстан, представители Лиги хостелов и кондо-отелей из Санкт-Петербурга, представители отелей международных цепочек, и в том числе – эксперты по классификации.

Совещание в Минэкономразвития строилось в формате диалога. Представителей гостинично-туристической отрасли попросили поделиться мнением относительно новых законопроектов – в каком состоянии они находятся, можно ли их запускать в работу, то есть попросили дать оценку этим законопроектам. По итогам совещания в Минэкономразвития, нас всех попросили еще раз прислать правки и комментарии во все подзаконные нормативные акты-проекты.

Совет Федерации

Опасения отельеров: какие пункты законопроектов следует доработать?

Отрасль высказала свои опасения по поводу того, что законопроекты сейчас находятся в «сыром» состоянии, там много различного рода межотраслевых нестыковок, которые связаны не только с этими законопроектами, но были и ранее. Как у нас часто бывает, например, ст. 23 санитарно-эпидемиологические требования к жилым помещениям в 52-ФЗ устанавливают, что «предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений не допускается», а гостиницы при этом имеют статус нежилого фонда. Тут возникает дилемма относительно жилого и нежилого фонда. Оттуда – неопределенность, что называть жилым фондом, а что – нежилым. Неясно также, к какому фонду
относить представленные в проекте «Положения о классификации гостиниц» виды гостиниц. В результате возникает понятие правовой неопределенности.

Во-вторых, все представители отрасли попросили вывести за рамки Положения о классификации гостиниц – введение обязательной оценки квалификаций персонала по 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», поскольку у отрасли есть мнение, что пока она недостаточно проработана и будет платной процедурой, что в условиях жесткого дефицита кадров и отсутствия престижа профессии может оказаться критичным и губительным фактором.

Кроме того, было обращено внимание на несоответствие Положения с другими законопроектами, в частности с Правилами предоставления гостиничных услуг, которые также подвергнуты изменениям в едином пакете законопроектов, связанных с изменениями в 18-ФЗ и уже действующих в отрасли ОКВЭД. Так, пункт 2 проекта Правил предоставления гостиничных услуг указывает на обязательное предоставление минимального набора услуг (оформление с документацией, регистрация, предоставление номера/места, комплекта постельного белья и полотенец с их последующей заменой, уборка номера, хранение вещей – п.4 проекта) и если средство размещения не предоставляет минимальный набор услуг, то оно «не вправе при информировании потребителя в своей деятельности использовать наименование «гостиница», «гостиничные услуги» или наименования видов гостиниц, предусмотренных Положением о классификации…». Гостиничный бизнес, как и любой другой бизнес, начиная свою деятельность, изначально определяет вид экономической деятельности, которую будет вести и выбирает для своей деятельности ОКВЭД. Гостиничные классификаторы – это все то, что относится к ОКВЭД 55: есть 55.1 – гостиницы, 55.2 – сервисные апартаменты в многоэтажных домах, сельские дома, бунгало, шале и т.д. ОКВЭД 55.2 гласит, что эта группировка не включает предоставление постели, сменного белья, ежедневной уборки. То есть все то, что прописано в проекте Правил предоставления гостиничных услуг и все то, что обязаны гостиницы иметь по определению, иначе они не имеют права называться гостиницами. Вот пример правовой коллизии и непонятно как будут разрешаться эти вопросы в судебном порядке.

Если рассмотреть Форму сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта с высокой степенью регулирующего воздействия «Положение о классификации» (на сайте regulation.gov.ru), которую готовит разработчик и описывает проблему, которую должно разрешить принятие этого нового подзаконного нормативного акта, то мы увидим, что в качестве основной причины указывается «проблема правоприменения в преддверии обязательной классификации» и «необходимость дать четкие определения средств размещения с точной характеристикой каждого вида». Однако, это проблема так и не решена новой редакцией Положения. В определениях нет четкой систематики – по идее они должны строиться по определенным шаблонам, а они абсолютно разные.

Кроме того, неясным остался вопрос, что делать с санаториями, детскими лагерями, кэмпингами. По новым законопроектам они вне рамок Положения о классификации и Правил предоставления гостиничных услуг. На санаторно-курортную деятельность распространяется Приказ Министерства здравоохранения №279 н. Однако у многих из них есть гостиничные ОКВЭДы и право оказывать гостиничные услуги. Вопрос могут ли они вести безбоязненно эту деятельность или нет? Должны приходить к ним эксперты по классификации для оценки таких средств размещений или нет?

Много вопросов, на которые ответа пока нет. Если данные проекты подзаконных нормативно-правовых актов становятся обязательными к применению, то здесь не должно быть никаких пробелов – иначе это хорошая почва для злоупотреблений и возникновения коррупционных моментов. И бизнес, и самое главное потребители – то есть те, для кого в первую очередь создавался этот закон – должны обладать полной информацией по данному закону и его пониманием. Пока принимать закон в таком виде, в котором он есть сейчас, не следует, он требует верификации и доработки. В этом и заключалось послание отрасли в Минэкономразвития.

С одной стороны, все понимают и не отрицают, что закон нужен и уже скоро вступает в силу № 18-ФЗ и соответственно наступление административной ответственности за его нарушение - и уже сейчас что-то нужно предпринимать. С другой стороны, в подзаконных нормативных актах пока много спорных и непонятных моментов. Чтобы исключить дальнейшие коллизии, необходимо доработать эти документы, причем одновременно.

Совет Федерации

Итоги совещаний в Минэкономразвития и Совете Федераций

На совещании в Совете Федераций 13 декабря заместителем министра С.С. Галкиным была озвучена позиция Минэкономразвития. Нужно отметить, что на совещании в Совете Федераций присутствовали не только представители отраслевых гостиничных объединений, но и руководители туризма различных регионов России, представители Общественного совета при Ростуризме и другие участники, то есть состав расширенный и компетентный.

Минэкономразвития был поднят вопрос о перенесении сроков наступления административной ответственности ровно на один год – не с 2019 года, а с 2020 года, а также вопрос возможности дать министерству какое-то время, чтобы довести все документы до нормального рабочего состояния.

На совещании говорили также об избыточности требований – много требований, которые к сути классификации – оценке качества гостиничных услуг – не имеют отношения и это лишь перекладывание функций контрольно-надзорных органов на экспертов по классификации. К примеру, это включение требований по антитеррористической защищенности в Положение о классификации отелей. У всех гостиниц уже есть паспорта безопасности по Постановлению Правительства №447 и вводится административная ответственность за несоблюдение этих требований, зачем их дублировать ещё и в Положении.

Кроме того, в Положение внесено много требований по созданию условий для маломобильных категорий населения. Что касается последнего пункта, отраслью было высказано на совещании, что уже сейчас есть нормативы, касающиеся строительства отелей и выполнению условий о доступности среды без которых невозможно ввести здание в эксплуатацию.

Кроме того, звучала мысль, что эксперт по классификации не должен подменять собой ни МЧС, ни Пожарный надзор, ни Росгвардию, ни Роспотребнадзор. У экспертов другие функции: они оценивают качество предоставления гостиничных услуг и качество оснащение гостиниц. Соответственно, фронт обязанностей у них и так огромен, и не нужно им вменять работу контрольно-надзорных органов.

Еще один документ, который также просили доработать – правила аккредитации организаций, которые проводят классификацию. Здесь основной вопрос – это требования к эксперту. По мнению отрасли, не может быть так, что любой человек с высшим образованием, прошедший курсы повышения квалификации по проведению работ по классификации, может оценивать гостиницы. Как минимум, такую оценку должен проводить человек с опытом работы в гостиничной отрасли.

Это три больших важных законопроекта, которыми будет регулироваться гостиничная отрасль, и важно принять их в таком состоянии, чтобы мы все могли работать. Минэкономразвития высказали намерение создать рабочую группу, которая займется работой над данными документами. Мы очень надеемся, что продекларированная позиция будет услышана, реализована и министерству дадут возможность эти законопроекты верифицировать и доработать. Уточним, речь не идет о кардинальной отмене этих документов, а лишь об их доработке. В них есть и положительные моменты, которые следует оставить, но что-то требует внесения изменений.

Оцените материал:
rating: 
5 (1 vote)