Эксперт: Вазген Аветисян, генеральный директор Центра развития регионального туризма.
Особенность организации кластера промышленного туризма в том, что он может возникнуть в любом регионе нашей страны, так как в каждом из них есть добывающие и/или что-то производящие предприятия. Главная проблема создания подобных экскурсий — это неготовность предприятий «открываться» для экскурсий. Неготовность же, в свою очередь, можно охарактеризовать тремя факторами:
- Экскурсанту показали, как делаются молочные продукты и скорее всего рассказали в общем и целом, что такое «правильные продукты» и как их делают. Вы это увидели своими глазами. Продукцию какого производителя вы будете теперь нахваливать своим друзьям и предпочтете при выборе в магазине? И это касается не только продуктов питания.
- Ранняя профориентация детей и молодежи. Ведь именно с детских впечатлений начинают появляться мечты стать космонавтом, металлургом или технологом колбасных изделий.
- Хантинг персонала. Никто не мешает во время экскурсии невзначай «похвастаться» как круто работать на этом предприятии: классный начальник, хороший социальный пакет, карьерные лифты и поддержка при переезде.
- Позитивный имидж предприятия. Это особенно касается вредных производств, ведь во время экскурсии можно показать многоуровневые системы защиты и таким образом развеять мифы о повышенной вредности для экологии.
При создании туристического индустриального продукта я рекомендую использовать шоу-технологии, так как, по большому счету, мы должны развлечь нашего гостя, поднять ему настроение и оставить хорошее впечатление. Да-да, косвенным конкурентом такому продукту является поход в кино или театр, в парк аттракционов, музей или зоопарк. Другими словами, продукты индустриального туризма относятся больше к индустрии развлечений, чем к индустрии гостеприимства. Поэтому и подход в производстве таких продуктов должен применяться соответствующий.
Еще одной особенностью индустриального туризма является наличие очень широкого пула целевых аудиторий: от местных и жителей региона до туристов и вип гостей региона, от школьников и студентов до семей с детьми и пенсионеров. У них у всех разные мотивы потребления продукта, мы не будем сейчас углубляться в эти подробности. Но факт есть факт — спрос на промышленный туризм есть и, в связи с отсутствием на российском рынке громких и понятых предложений, будет только расти.
На мой же субъективный взгляд отличным примером создания туристического экскурсионного продукта на производстве является завод «Чистая Линия» (Московская область, производство мороженого).
Эксперт: Бердышев Сергей Николаевич, экономист, специалист по рекламе (с 2004 г.) и территориальному брендингу (с 2010 г.), консультант и соорганизатор Праздника русского алмаза (с 2011 г.), автор курса «Горно-геологическое наследие как ресурс муниципального брендинга», создатель онлайн-журнала «Геонаследие».
Промышленный (индустриальный) туризм превращается в один из действенных инструментов по выводу предприятий из кризиса, обусловленного экономическими последствиями пандемии COVID-19. Промтуризм обещает новые источники дохода, продвижение бренда, создание имиджа открытой компании, повышение инвестиционной привлекательности, рост клиентуры, расширение деловых связей и даже увеличение кадровой базы за счет привлечения ценных специалистов. Вдобавок организованные экскурсии на предприятия подлежат противоэпидемическим ограничениям в значительно меньшей мере, чем пляжный отдых, например.
Кому выгоден промышленный туризм в 2021 году?
- выставка-продажа образцов ювелирной продукции;
- викторины и игры с розыгрышем ценных призов в виде ювелирных изделий;
- «фотосессия в тиаре» (акция, в ходе которой каждая прелестная гостья компании получает шанс сфотографироваться в уникальных, штучных украшениях, не подлежащих продаже). Посещение ювелирных предприятий заинтересует фанатов шоп-туров и молодоженов в поисках особых украшений.
Кроме того, промтуры на все перечисленные группы предприятий неизменно представляют интерес для журналистов и блогеров, профессионалов (поставщики, потенциальные клиенты, финансисты, ученые, инженеры), а также студентов, проходящих обучение по соответствующему профилю.
Великолепная семерка know-how при создании туристского продукта
Туристский продукт создается конкурентоспособным и привлекательным при условии правильной эксплуатации объектов туристского показа, сосредоточенных на территории предприятия.
Эксперт: Моисей Фурщик, руководитель Экспертного совета по промышленной политике Комитета РСПП по промышленной политике и техническому регулированию.
В принципе, целевая аудитория для промышленного туризма очень широка. Многие предприятия могут быть интересны людям самого различного возраста. Но наиболее важным сегментом все-таки представляются школьники. В том числе ввиду полезности промышленного туризма в целях профориентации. Причем посещение таких объектов школьниками в современной жизни можно больше ожидать не в формате «экскурсии всем классом», а в рамках семейных путешествий.
Необходимо отметить, что очень редкий объект промышленного туризма сам по себе может быть причиной туристической поездки. Более реальным вариантом является включение такого объекта в комплексный маршрут. То есть промышленный туризм должен развиваться в сочетании с какими-то другими смежными видами туризма и опираться на существующие турпотоки. В мегаполисах такой «микс» формируется автоматически, а вот в других регионах подобные сочетания необходимо создавать целенаправленно.
Например, семья, приехавшая на неделю покататься на горных лыжах в Шерегеш, вполне может один из дней посвятить поездке на промышленное предприятие или угольный разрез в той же самой Кемеровской области. Но для этого у них должна быть соответствующая информация, выстроенная логистика и т.д.
Существенной проблемой для развития промышленного туризма является то, что подобная деятельность в финансовом отношении незначительна в масштабах крупного предприятия. Но при этом требует особой организации пространства, наличия соответствующих специалистов и т.д. Такие сложности усиливаются в России тем, что у нас часто установлены избыточные требования по техническому регулированию, а также повышенное внимание уделяется «производственной безопасности».
Поэтому в наших условия промышленный туризм может быть успешен при сочетании 2 факторов. Во-первых, для предприятия важна имиджевая составляющая. Во-вторых, организация процесса в значительной степени доверена профессиональной туристической компании.