«Алеан» уже более 15 лет использует ученические договоры, заключая их с сотрудниками, которые направляются в ознакомительные туры с целью изучения конкретного туристического направления. В таком договоре закрепляется период, в течение которого сотрудник обязуется отработать в компании, применяя полученные навыки и знания.
Таким образом, ученические договоры стимулируют полученные знания применять внутри компании.
Если говорить о повышении квалификации сотрудников подразделений, например, финансы, юриспруденция, IT: здесь работодатель максимально заинтересован в том, чтобы сотрудники обладали актуальными знаниями, поэтому обучение идет за счет работодателя и, как правило, без ученических договоров.
Также речь об ученических договорах не идет в случае, когда проводятся различные тренинги с участием внешних специалистов для повышения базовых компетенций сотрудников того или иного подразделения.
На мой взгляд, сейчас чаще всего работодатель готов менять/повышать квалификацию сотрудника в двух случаях:
- Это ценный сотрудник, у которого есть потенциал роста и который в будущем, обучившись, может принести компании дополнительную пользу.
- Работодатель длительное время не может найти профильного специалиста на рынке и принимает решение перепрофилировать кого-то из имеющихся сотрудников.
С такими сотрудниками всегда заключается ученический договор, в котором определяются обязательства обеих сторон, в том числе срок и порядок изменения должностного функционала и оклад, период времени, который сотрудник должен отработать после обучения в компании, условия досрочного расторжения договора.
Сегодня рынок труда стал значительно сложнее, чем ещё 2-3 года назад. Большинство крупных работодателей в различных сферах испытывают сложности с поиском квалифицированного персонала, поэтому многим приходится глобально пересматривать подходы к кадровой политике, найму и обучению. Предполагаю, что уже в ближайшем будущем работодатели будут заинтересованы больше вкладывать в обучение сотрудников, чем в постоянный найм и адаптацию.
Ранее специально для WT на эту тему высказались директор Института туризма, сервиса и креативных индустрий Южного Федерального университета Сергей Горяйнов, директор Высшей школы туризма и гостеприимства РГУТИС Ирина Бушуева, руководитель корпоративного университета компании Maison Dellos Галина Жирова, директор по персоналу «Роза Хутор» Елена Жаркова.