bnovo.ru

Евгений Родионов: «Решение проблемы кадрового голода в туризме требует системного подхода»

Август 30, 2023

В Москве подписано соглашение о сотрудничестве между Комитетом Государственной Думы РФ по туризму и развитию туристической инфраструктуры и Российским государственным университетом туризма и сервиса.

Соглашение подписали председатель Комитета Сангаджи Тарбаев и ректор РГУТИС Александр Федулин, сообщает Телеграмм-канал РГУТИС.

Мы поговорили с директором Федерального ресурсного центра подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства РГУТИС Евгением Родионовым о кадровом дефиците в туристской отрасли и путях решения этой проблемы.


— Евгений Иванович, если говорить о специалистах в туротрасли, какие профессионалы сейчас в дефиците?

— В период постпандемии мы отмечаем большой недостаток грамотных, подготовленных маркетологов с профильным образованием. Речь идет о специалистах, которые умеют упаковать и реализовать туристический продукт. Это связано с тем, что в пандемию развивался исключительно внутренний туризм, иностранцев было крайне мало. А внутренний туризм не требует такого комплексного продвижения со стороны туроператоров. Он больше затрагивает сферу реализации продукта. Но и этот сегмент тоже сильно пострадал.

— Игроки рынка отмечают низкие зарплаты в отрасли. Как планируется решать эту проблему? Есть ли на сегодняшний момент господдержка?

— В туризме наблюдается жесткий демпинг. В 2022 году, согласно Росстату, оплата труда в туристической отрасли упала на 20% в среднем по стране. Поэтому в туризм приходят менее квалифицированные кадры. Туроператорам нужно поддерживать себя на плаву, из-за дефицита кадров приходится брать менее квалифицированный персонал готовый работать за меньшие деньги. Государство сейчас предпринимает попытки поддерживать туристский бизнес, например, обнулили НДС у отелей и у туроператоров, я считаю, это большое достижение. Но эта мера поддержки будет иметь эффект не скоро, а проблему нужно решать уже сейчас.

— Как обстоят сейчас дела в стране с профильным образованием в сфере туризма?

— Одна из ключевых проблем — это несформированность системы непрерывного образования и отсутствие достаточной мотивации у абитуриентов и студентов. В Москве, например, 14 общеобразовательных организаций, в которых есть профильные туристические классы. Это при том, что туризм в Москве создает от 7% до 10% валового дохода. К сожалению, нет предварительной школьной подготовки, у школьников не возникает мотивации. В итоге, в туристические вузы идет незамотивированный абитуриент, потому что он изначально не сильно заинтересован в работе в этой отрасли. И это при том, что Москва сейчас является центром туристического притяжения.

— А как с образованием на юге?

—На юге страны, как и в других регионах, ситуация не лучше. У нас сейчас именно на южном направлении сосредоточена большая часть мер поддержки в рамках национального проекта по развитию туризма и индустрии гостеприимства. Но что такое проектные деньги? Это инвестиции, в первую очередь, в строительство средств размещения. Там и сейчас тотальная нехватка кадров. И со временем в этом сегменте количество требуемых специалистов будет увеличиваться. Если программа по строительству отелей будет реализовываться хотя бы наполовину от того объема, который запланирован, то кадров будет не хватать катастрофически. Но, возможно, в этом и причина крайне высокого конкурса на туристические специальности в южных университетах, потому что абитуриенты понимают, что эта профессия востребована. Но, возвращаясь на шаг назад, это не значит, что они действительно хотят работать в туризме.

И у человека возникает когнитивный диссонанс, так как он идет учиться на туристическую специальность не потому, что он хочет работать в туризме, а потому что профессия востребована и популярна. А потом, когда через четыре-пять лет его выпустят, не факт, что он пойдет заниматься туризмом.

— Хватает ли преподавательских кадров в турсфере?

— Очень не хватает квалифицированных кадров. Если из вуза выпускается 20 человек, то вузу невыгодно содержать несколько профильных специалистов, которые что-то понимают в туризме. И вуз, соответственно, не может себе позволить необходимую материальную базу и т. д. Соответственно уровень туристического образования падает. И это не потому, что вузы такие неквалифицированные, а потому что такая ситуация с внутренней экономикой вуза. Кроме всего прочего, отсутствие системного подхода в регионах к формированию кадровых потребностей, непонимание перспектив приводит к заниженному бюджетному финансированию сферы образования со всеми вытекающими последствиями.

— Что сейчас можно предложить в сфере профессионального туристического образования?

— Самым важным шагом стало выделение бюджетных средств на создание образовательных центров, один из которых был образован на базе Российского государственного университета туризма и сервиса – Федеральный ресурсный центр подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства. Поскольку финансирование из федерального бюджета осуществляется через бюджет Московской области, в этом году мы будем готовить 500 человек, работающих на территории именно этого региона. С учетом того, что туризм на сегодняшний момент по статистике находится на втором месте по потребностям в кадрах, важны именно программы профессиональной переподготовки с возможностью сменить сферу деятельности. Важно, что слушатели получат документы государственного образца, это практически как второе высшее образование, позволяющее при необходимости «войти» в отрасль туризма.

Сейчас сформировано 10 программ профпереподготовки. Обучение будет бесплатным, в дистанционном формате с проведением практических выездных занятий, и пройдет с сентября по декабрь этого года. К разработке и реализации программ мы привлекли крупных отраслевых партнеров: корпорация «Туризм.РФ», туроператор «Алеан», Комитет Государственной Думы РФ по туризму и развитию туристической инфраструктуры, ресторанный дом «Maison Dellos», парк «Патриот», учебный центр «Авангард» и многие другие. Участие в нашей работе таких организаций позволило сделать программы практико-ориентированными, что даст слушателям реальные практические знания и умения, которые они будут использовать в своей работе.

Что касается конкретных программ – это будут две программы, направленные на отельный сегмент (одна из них со спецификой «China Friendly» и углублением в работу с китайским туризмом), будут программы для экскурсоводов и туроператоров/турагентов, отдельные программы по промышленному, патриотическому, гастрономическому и сельскому туризму. Два курса запланированы для специалистов региональных и муниципальных органов туризма.

В общем, мы охватили самые востребованные и актуальные сегменты туристского рынка. Будем надеяться, что обучение в нашем федеральном ресурсном центре позволит повысить профессиональный уровень действующих сотрудников туристских предприятий Московской области и привлечь в отрасль новых работников.

Материал уже оценили 9 гостей на:
4.333335
4.3
Другие оценили статью на 4.3* из 5. А ваше мнение?