bnovo.ru

Александра Афанасьева: «Работая с детьми, экскурсовод работает с нашим будущим»

Апрель 16, 2024
Колонка эксперта
Работая с детьми, экскурсовод работает с нашим будущим

Продолжаем цикл публикаций о программах повышения квалификации, которые будут реализовываться в 2024 году Федеральным ресурсным центром подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства, созданным на базе Российского государственного университета туризма и сервиса (РГУТИС).

Сегодня мы поговорили с руководителем 72-часовой программы «Экскурсионные продукты для детской аудитории», доцентом РГУТИС Александрой Владиславовной Афанасьевой.

Александра Владиславовна является экспертом в сфере экскурсовождения и подготовки экскурсоводов, автором программ переподготовки и повышения квалификации в сфере инновационной педагогики и краеведения, туризма и гостеприимства. У нее многолетний опыт экскурсионной деятельности с детьми и молодежью, неоднократно была организатором и соорганизатором экскурсионных, туристских и экспедиционных поездок, проводила экскурсии для зарубежных групп.

Мы задали несколько вопросов Александре Владиславовне, ответы на которые рады представить читателям WT.


— Зачем Вам участие в данной программе РГУТИС? Какие цели преследуете для себя лично?

— Эта программа для меня стала возможностью применить свои творческие способности, ведь работа с детьми – это ведь всегда творчество и импровизация. Свою профессиональную деятельность я начинала именно с детских экскурсий, много работала в сфере школьных и студенческих поездок, поэтому в багаже у меня много полезностей и много профессиональных «шишек», которые набивают себе все экскурсоводы, начинающие работать с детской аудиторией. И эта программа для меня возможность поделиться опытом и помочь экскурсоводам сформировать свои траектории взаимодействия с юными экскурсантами.

И конечно, для меня лично формат программ, которые реализует РГУТИС – это всегда совершенствование профессиональных навыков, нетворкинг и обучение, ведь наши слушатели – это всегда лучшие представители отрасли, готовые обучаться и развиваться, и при этом транслировать свой опыт и делиться практиками.

Также в этой программе я хочу попробовать поэкспериментировать с форматами. Все мы, когда слышим «Выполните домашнее задание», испытываем внутренний протест, сформированный еще в школе. Вместе с тем многие из нас хоть раз участвовали в программах личностного саморазвития. Разве можно получить от них пользу без практической деятельности и системного повторения? Этот принцип я попробовала реализовать в нашей программе, добавив после каждой теоретической темы много практических заданий для самостоятельной работы, проблемных ситуаций для обсуждения, вопросов для размышления и пр. Так заинтересованные в результате коллеги смогут получить обратную связь и практические рекомендации по выполненным заданиями. Будет ли успешным такой формат – давайте проверим!


— Что Вы хотите и готовы донести до слушателей и как это поможет развитию туризма в частности?

Ключевая идея всей программы – это любовь к детям-экскурсантам и развитие коммуникации. Очень часто приходится сталкиваться с дискуссиями в профессиональной среде, где коллеги поднимают вопросы ограничения по возрасту в посещении тех или иных объектов, поведения детей в сборных группах, сложностей коммуникации с родителями-экскурсантами и их детьми. При все очевидности роста популярности детских экскурсионных продуктов и расширения детской экскурсионной аудитории, многие экскурсоводы по-прежнему не готовы к этому.

Особую сложность представляют дети в сборных группах – как с ними работать, как сглаживать острые углы и возможное недовольство других экскурсантов, как освещать сложные темы, к кому обращаться с вопросами и т.д.? Поэтому в этой программе мы пытаемся продемонстрировать слушателям механизмы и инструменты подготовки новых экскурсий и экскурсионных продуктов, приемы коммуникации с детьми как в детских, так и в сборных группах, принципы бесконфликтного общения, приемы продвижения и контент-маркетинга.

Большой бедой для педагогов и экскурсоводов становится девиантое поведение, с которым практически невозможно бороться. И этому вопросу уделяется особое внимание в программе.

Более того, в процессе подготовки материалов к программе я пришла к выводу, что работа с детской аудиторией на экскурсиях и разработка экскурсионных продуктов для нее – это искусство. Помните, как в знаменитом фильме герой Евгений Леонова «мотивировал» детей съесть нелюбимую всеми детсадовцами манную кашу? «Завтрак отменяется! Мы сегодня летим на Луну! Поэтому возьмите в руки космические ложки, съешьте космическую кашу, корабль до обеда на Землю не вернется». Ведь это не просто мастерство, это искусство коммуникации, которое идет через любовь к детям.

Но экскурсионное искусство требует от экскурсовода гораздо большего творческого подхода и умений. Ведь нужно разбираться в трендах, владеть молодежным языком, понимать запросы детской аудитории, владеть педагогическими технологиями, и самое главное – никогда не терять запала и оптимизма. Более того, работа с детской аудиторией требует активной работы с воображением и эмоциональной сферой, именно поэтому экскурсия должна проектироваться как произведение и проводиться как спектакль.

Нужно помнить, что мы конкурируем с мультфильмами, кинокартинами, VR-пространствами, театрами, фудкортами и другими развлекательными объектами. Поэтому в программе вводится понятие драматургии, сторителлинга и инструментов креативных индустрий, которые должны войти в инструментарий современного экскурсовода, работающего с детьми.

Я всегда придерживаюсь принципа «один в поле не воин», поэтому в программе участвуют ведущие эксперты и практики в сфере детского экскурсионного туризма, которые в рамках практических занятий поделятся опытом и дадут обратную связь слушателям.

Дети – это не просто «какая-то» часть экскурсионной аудитории, с которой мы работаем здесь и сейчас. Работая с детьми, мы работаем с нашим будущим. От нас сегодня зависит, вырастет ли маленький экскурсант в любознательного взрослого, который станет активным посетителем экскурсионных программ, а не фудкортов и магазинов.

Станут ли экскурсантами люди, которые еще в детстве поняли, что экскурсии – это мучительно скучно? Нет, конечно. А как же тогда экскурсионная отрасль сможет функционировать без экскурсантов? Поэтому детское экскурсионное впечатление сегодня – залог развития экскурсионной деятельности в будущем.


Редакция Welcome Times. Читайте также:

Больше интервью и эксклюзивных мнений >

Материал уже оценили 8 гостей на:
4.875
4.9
Другие оценили статью на 4.9* из 5. А ваше мнение?