В число самых перспективных регионов с точки зрения развития экотуризма вошли Тверская, Ярославская, Нижегородская, Архангельская, Кемеровская, Челябинская области, Пермский и Приморский край, Республики Башкортостан и Карелия.
К такому выводу пришли эксперты консалтингового бюро Atlas, проанализировав регионы РФ по следующим критериям: количество особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и объектов культурного наследия (ОКН), существующий и планируемый туристический поток, а также число туристических ж/д-маршрутов.
Последний фактор особенно важен, поскольку этот вид транспорта считается наиболее экологичным. Он в большей степени, чем многие другие способы передвижения, соответствует принципам экотуризма – таких, как сохранение природных богатств и минимизация воздействия на окружающую среду.
В связке с экологичным отдыхом железнодорожный туризм – это спокойные, комфортные поездки по самым живописным местам. Приверженцы тренда на “медленные путешествия” (slow travel), то есть глубокое погружение в местный колорит и минимальное воздействие на окружающую среду, получают больше впечатлений от красивых видов, пока добираются до места назначения. Объединение эко- и жд-туризма может стать самым экологичным, безопасным и умным способом путешествовать.
Турпоток сущ. | Турпоток планируемый | ООПТ | ОКН | ЮНЕСКО | Тур. жд маршруты | |
---|---|---|---|---|---|---|
Тверская область | 1 074 194 | 2 575 100 | 995 | 7397 | 0 | 4 |
Нижегородская область | 2 397 809 | 3 243 000 | 413 | 3636 | 0 | 2 |
Ярославская область | 1 536 624 | 7 900 000 | 374 | 1979 | 27 | 4 |
Пермский край | 1 109 986 | 1 980 000 | 366 | 3098 | 0 | 2 |
Приморский край | 1 912 340 | 5 490 000 | 231 | 1559 | 0 | 5 |
Республика Башкортостан | 2 136 314 | 3 300 000 | 217 | 1939 | 0 | 1 |
Республика Карелия | 1 490 099 | 2 500 000 | 154 | 2665 | 0 | 17 |
Челябинская область | 1 763 973 | - | 147 | 1056 | 0 | 1 |
Архангельская область | 755 872 | - | 124 | 1972 | 8 | 5 |
Кемеровская область | 1 065 010 | 1 573 000 | 33 | 1370 | 0 | 1 |
Перечисленные в рейтинге Atlas регионы относятся к категории областей с большим, но не до конца раскрытым потенциалом экотуризма в связке с ж/д-сообщением. При этом зрелость железнодорожного экотуризма различается от региона к региону. Например, в Карелии 154 ООПТ объединены 17 туристическими ж/д-маршрутами, и недоступными для путешествующих на поезде остаются только заповедные места на севере республики или у Ладожского озера. А в Башкортостане, который превосходит Карелию и по количеству ООПТ, и по существующему и потенциальному турпотоку, действует всего 1 туристический ж/д-маршрут.
Определенное преимущество в “конкуренции” за экотуристов есть у регионов, которые уже получили признание путешественников. Например, на территории Ярославской области находится около двух тысяч объектов культурного наследия, 27 из них охраняются ЮНЕСКО. Такая концентрация исторических достопримечательностей в связке с 4 действующими ж/д-маршрутами формируют ежегодный туристический поток на уровне 1,5 млн посетителей. В планах правительства Ярославской области увеличить этот показатель до 7,9 млн человек к 2025 году. Существенный вклад может внести направление экотуризма, если при помощи действующих и новых железнодорожных маршрутов можно будет доставлять путешественников к заповедникам и другим ООПТ, которых на территории субъекта очень много – 374.
К регионам, лидирующим по количеству туристических ж/д-маршрутов, также относятся Архангельская, Тверская области и Приморский край.
Еще один эффективный способ привлекать экотуристов в новые места – создавать визит-центры на территории вокзалов, вблизи заповедников. Так уже поступили в Свердловской области, на станции “Синячиха”, а также в Тульской области, где станция “Козлова Засека” превратилась в музейно-вокзальный комплекс. Как отмечают в бюро ATLAS, такая мера поможет стимулировать экономику прилегающих населенных пунктов и достигать целей по сохранению и развитию уникальных зеленых территорий.
По разным оценкам, на долю экотуризма в России приходится всего 2% турпотока страны, при том, что 40% наших соотечественников проживают в радиусе 30 км от ООПТ федерального значения. Однако, по словам Дарьи Коваленко, в последние годы этот вид путешествий становится все более востребованным в связи с ростом туристической осознанности и желанием людей быть ближе к природе.
Редакция Welcome Times. Похожие материалы:
- “Зеленая” концепция гостиничного бизнеса: опыт российских отельеров
- Евгений Родионов: «Чтобы турист поехал в Чувашию, нужно сделать регион узнаваемым»
- Вадим Калиничев: «Для развития сельского туризма, в первую очередь, нужны грамотные специалисты»
- На Ставрополье в строительство глэмпингов вложат 1 млрд рублей