bnovo.ru

Александр Львов: «Железнодорожный туризм становится все более комфортным»

Сентябрь 18, 2023
Колонка эксперта

Генеральный директор железнодорожного туристического оператора «Ретро-Туризм» Александр Львов рассказал порталу Welcome Times об особенностях современного железнодорожного туризма, почему туроператоры предпочитают не включать ж/д перевозку в пакетное предложение и как развивается направление патриотического и детского ж/д туризма. 

— В чем причина того, что современные туроператоры, как правило, не часто предлагают пакетные туры, где уже включен ж/д перевозка?  

— Туроператоры крайне редко пакетируют турпродукты с включенной железнодорожной перевозкой по причине относительного неудобства работы с групповыми железнодорожными билетами, а также действующей системы динамического ценообразования в дерегулированном сегменте рынка (купейные вагоны, вагоны СВ и «Люкс»).

В большинстве случаев на рынке предлагаются туристические поездки к местам отдыха и оздоровления, сформированные при помощи туркомпаний, при которых туристы самостоятельно покупают билеты на поезд.

Но исключения все-таки имеются.

Классические экскурсионные и круизные железнодорожные туры «под ключ» формирует дочернее общество ОАО «РЖД» - «РЖД Тур», наша компания предлагает патриотические поезда для школьных групп в специальных детских поездах, а также разноформатные экскурсионные поездки в Великий Устюг и Кострому – на родину Деда Мороза и Снегурочки, в Ростове-на-Дону компания «Sudakov Travel» реализует однодневные экскурсионные туры в Таганрог.

Да и на сайте «РЖД» уже активно появляются новые предложения железнодорожных туров – причем как с возможностью просто купить билет на туристический поезд и формировать свой досуг самостоятельно, так и с предложением организации экскурсионной программы силами привлеченных к работе региональных принимающих компаний.


— Какие требования необходимо соблюдать в сегменте детского ж/д туризма?

— Сегодня в условиях жесткой (и совершенно, на мой взгляд, справедливой) зарегулированности рынка детского отдыха к организации перевозок и экскурсионного обслуживания детских групп предъявляются особые требования, которые мы неукоснительно соблюдаем.

Это и обеспечение полицейского и медицинского сопровождения в пути следования поезда, и организация четырехразового горячего питания в соответствии с требованиями Роспотребнадзора (в случае, если поезд едет более 24 часов) либо обеспечения детей сухими пайками по списку продуктов, рекомендованному тем же Роспотребнадзором, и формирование поездов из плацкартных вагонов последних лет постройки и укомплектованных биотуалетами и системами кондиционирования воздуха, и обеспечение сопровождения колонн автобусов автомобилями ГИБДД, и соблюдение соответствующих установленных требований к самим автобусам.

— Пользуются ли сейчас популярностью железнодорожные круизные туры?

— Сейчас, к сожалению, из-за политической ситуации мы потеряли серьезный поток иностранных VIP-туристов, которые активно путешествовали по России в лакшери-поездах. До пандемии по Транссибу по маршрутам Москва – Владивосток и Москва – Пекин организовывались туры в классическом круизном формате «ночь в поезде – день в городе». Туристы стартовали из Москвы, и в течение двух недель успевали посетить Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Байкал, Улан-Удэ и далее либо ехали в Читу, Хабаровск и Владивосток, либо сворачивали на юг в Монголию и Китай. Естественно, составы были скомплектованы из вагонов с персональными санузлами в купе (вагоны класса «Люкс» на 8-12 мест) или вагоны СВ с 1-2 душевыми кабинами на вагон. В большинстве случаев туры организовывались в формате «все включено», в поезда включались стилизованные вагоны-рестораны, вагон-бар и даже в отдельных случаях специализированные вагоны с услугами прачечной, парикмахерской, гладильной и иными мелкими приятностями. На пике 2019 года турпоток на этом маршруте составил более 5 тыс. человек, а средний чек за тур был в районе 6-7 тыс. долларов.

Среди отечественных туристов поездки по Транссибу пользуются меньшим спросом – отчасти из-за высокой стоимости, отчасти из-за неготовности элитных россиян провести 2 недели в «нерабочей» обстановке и примерно половину времени путешествия «в степях» без интернета. Но при этом более короткие круизные туры пользуются популярностью и в наши дни: от Москвы до Байкала и по Северному Кавказу.

— Популярны ли сейчас туры выходного дня и какие направления можно назвать самыми востребованными?

— Наибольшим спросом пользуются у россиян однодневные путешествия в формате «ночь туда – день там – ночь обратно» или с двумя ночевками в поезде в купейном или плацкартном сегменте (без использования отелей). При этом даже на таком коротком маршруте туристам предоставляется возможность «привести себя в порядок» либо в душевых кабинах современных вагонов, либо в специальном душевом отсеке в штабном вагоне. Такие туры популярны в первую очередь из Москвы в Великий и Нижний Новгород, Псков, Вологду, Карелию, по Золотому кольцу и ряду других направлений. Относительно короткие расстояния между городами позволяют сделать экскурсионную программу максимально насыщенной и при этом дать туристам возможность отдохнуть в пути следования поезда. И конечно, дополнительная экономия на гостинице позволяет сформировать относительно конкурентную по сравнению с автобусными турами цену – не говоря уж про безусловное преимущество железнодорожных туров с точки зрения безопасности и комфорта в пути следования.


— В чем особенности патриотического туризма и привлекает ли ретропоезд туристов?

— Компания «Ретро-Туризм» специализируется на школьных экскурсионно-познавательных маршрутах – в первую очередь, с патриотической направленностью, с однодневным посещением наиболее знаковых мест времен Великой Отечественной войны — сегодня в рамках федерального проекта «Правнуки Победы» — это Волгоград и Новороссийск, до начала специальной операции возили по маршруту «Три ратных поля» в Курск и Белгород.

С познавательной точки зрения, одного дня вполне хватает, чтобы посетить все основные исторические локации городов-героев и дать возможность школьникам получить максимально полную картину героического прошлого нашей Родины. В местах экскурсионного обслуживания детские группы получают экскурсионный продукт «под ключ»: современные автобусы, профессиональные гиды-экскурсоводы, трехразовое питание в кафе и ресторанах городов. А во время поездки мы знакомим детей в том числе с культурно-историческим наследием Российских железных дорог и при помощи сопровождающих сотрудников транспортной полиции проводим интерактивные и познавательные уроки по основам безопасности жизнедеятельности и транспортной безопасности.

Особенность данных продуктов в том, что мы собираем целые детские поезда (от 400-500 школьников с сопровождающими). На регулярной основе (обычно это осенние и весенние каникулы) дети ездят в Волгоград и Новороссийск из Москвы, Сочи, Кисловодска, Ростова-на-Дону, Воронежа, Самары и других городов. Этой осенью у нас в проект включился Ульяновск.

Кроме того, на этот учебный год запланирован новый 2-3-дневный проект – «Битва за Москву» – в первую очередь для московских школьников с посещением военно-исторического музея в Снегирях, Дубосеково, Волоколамска, Ржева, Тулы и Парка «Патриот».

Особенность всех наших патриотических туров в специальных поездах – обязательное использование в качестве локомотива настоящих исторических паровозов середины XX века, которые сами по себе уже являются точкой притяжения для туристов всех возрастов и категорий.

Точка зрения автора данной статьи в разделе "Мнения", может не совпадать с мнением редакции.
Материал уже оценили 11 гостей на:
5
5
Другие оценили статью на 5* из 5. А ваше мнение?