
Эксперт в управлении малыми городскими и загородными отелями на протяжении 35 лет, отельер Александр Анисимов рассказал порталу WT об актуальных проблемах малых отелей в России. Приглашаем отельеров, топ-менеджеров и профессионалов индустрии гостеприимства присоединиться к дискуссии и поделиться своим видением озвученных проблем.
Отсутствие профессионалов
Многие малые отели не способны генерировать достаточный объем выручки, чтобы оплатить труд профессионалов отрасли. Владельцы малых отелей в большинстве случаев считают, что справятся самостоятельно со всеми этапами от оснащения, запуска отеля до продвижения и управления. По этой причине малые отели проигрывают в конкурентной борьбе за гостя тем отелям, в которых трудятся профессионалы. Основным конкурентным преимуществом многих малых отелей становится душевное гостеприимство и тяжелый, рутинный труд собственника.
Самые успешные малые отели в России и за границей — это семейный бизнес.
Для профессионалов гостиничной отрасли в сегменте малых отелей нет возможности заработать, развиваться, нет перспектив роста.
Построим сами быстро и дешево
Очень многие собственники, начитавшись статей в интернете, делают перепланировку помещений и зданий под малые отели самостоятельно.
Проектов у них нет, согласований они не получают.
Понимания зонирования и назначения площадей у них нет, есть цель получить максимальное количество номеров.
В итоге у них получаются кривые «недоотели», в которых гостям буквально нечем дышать, там нет звукоизоляции, нет систем безопасности, там нет многого необходимого.
Такие объекты быстро погибают, закрываются, а их собственники теряют средства, вложенные в бизнес.
Эта проблема касается не только малых отелей. Кривых новых «недоотелей» полно в разных сегментах.
Скользящее правовое поле
Знаю многих собственников, которые несколько лет назад вложили в малый отель десятки миллионов рублей собственных и заемных средств.
На тот момент они действовали в правовом поле: приобретали недвижимость, в основном, жилье, перепланировали, согласовывали, оснащали отели, запускали бизнес.
Потом был принят закон, запрещающий ведение гостиничного бизнеса в жилых помещениях. Были внесены изменения в требования к отелям для прохождения ими классификации, и сама классификация стала для всех отелей обязательной.
Многие малые отели в результате этих изменений превратились из объектов бизнеса в объекты незаконного предпринимательства.
Правда, тут есть один момент: государство на эти предприятия смотрит сквозь пальцы. Но это пока.
Никто их не трогает, пока на них нет письменных жалоб в государственные структуры.
Сезонность
Сезонность гостиничного бизнеса сильно затрудняет жизненный цикл малых отелей.
Заработать в высокий сезон столько, чтобы пережить низкий сезон и обновить номера к высокому сезону большинство малых отелей не способны.
Малые отели в большинстве случаев не имеют оборотных средств для спокойного прохождения низкого сезона.
С постоянно возрастающей конкуренцией на гостиничном рынке малые отели закрываются, консервируются на период низкого сезона. Открыться и оказывать качественные услуги к высокому сезону получается не у всех.
Таким образом, этот бизнес собственники пытаются продать либо перепрофилировать бизнес, теряя вложенные деньги.
Проблема для малых отелей — «горе-эксперты», «разводилы»
Алгоритм действия «разводил» прост: поймать начинающего инвестора, нарисовать ему красивые цифры и заработать на инвесторе на каждом этапе от «стройки» и до «запуска» и «управления» будущего объекта.
«Финмодели» и «бизнес-планы» разводилы рисуют фантастические, обещая инвесторам «стабильный пассивный доход» или «постоянно растущую выручку и стоимость будущего отеля».
Разводилы — это как «эксперты», носящиеся по профильным форумам в поиске инвесторов, так и компании, заливающие интернет рекламой, гарантирующей инвесторам «стабильный доход» от волшебных «гостиничных проектов».
Схемы разводилы предлагают самые разные: от незаконной перепланировки квартир с возникновением новых мокрых точек, которых нет в проекте, и до перепланировки под «высокодоходные апартаменты» заводских корпусов офисных, торговых помещений, складов, подвальных, цокольных этажей и прочего.
Все эти схемы можно долго перечислять.
В подавляющем большинстве случаев, когда инвестор или владелец помещения попадает под влияние гостиничных «разводил», всё заканчивается тем, что инвестор теряет вложенные деньги или оказывается один на один с проблемным активом, который приносит убытки и проблемы с законом.
Малые отели в арендованных помещениях, зданиях
Малые отели за редким исключением не способны выжить, выплачивая арендную плату. Либо это будет тяжелый рутинный бизнес ради бизнеса — но это хорошее лекарство от скуки ...
Не рекомендую начинающим отельерам входить в такие проекты ни на каком этапе жизни малого отеля.
Всё перечисленное выше — это лишь верхушка айсберга в части малого гостиничного бизнеса. О проблемах и нюансах малых отелей можно говорить бесконечно, приводя реальные примеры из жизни.