«В 2023–2024 годах государство выделило из федерального бюджета на программу субсидирования строительства некапитальных средств размещения — модульных отелей и глэмпингов — 18 млрд руб., а сам бизнес фактически инвестировал 35 млрд руб», — сообщает РБК со ссылкой на пресс-службу Минэкономразвития.
В 2025 году пройдет новый конкурс на субсидирование некапитальных средств размещения на три года — с 2025 по 2027 год. Сумма господдержки составит 15 млрд руб.
На какие «подводные камни» должен обратить внимание инвестор, планирующий вложить средства в глэмпинги, какие тренды следует ожидать в ближайшие пять лет рассказывает генеральный директор УК «РосинвестОтель» Кирилл Иртюга:
— Следует разделить глэмпинги и быстровозводимые модули, потому что, на мой взгляд, это разные направления и разные целевые аудитории.
Быстровозводимые модули находятся ближе к стандарту гостиничного номера по привычному комфорту. Если мы говорим о таком модуле, то сегодня полностью укомплектованный модуль 25 кв.м. стоит порядка от 3 до 3,5 миллионов рублей без его доставки и сборки на участок.
Модули — это популярная история в силу своей доступности, возможности быстрого возведения и эффективного разворачивания на площадке будущего проекта, не требующее капитального строительства. Это главное преимущество — сроки реализации. В России сейчас очень большое количество подобных проектов, ранее такого мы не наблюдали.
Внимание инвесторов нужно обратить на подводные камни, которые здесь есть.
Во-первых, в такие проекты идут непрофильные инвесторы, которые не понимают до конца специфику оказания услуг гостеприимства, сервиса, обучения персонала, продаж и маркетинга и т.д.. Как правило, такие проекты с невысоким инвестиционным бюджетом для входа (40-50 млн рублей) — это 10-15 модулей для гостей и дополнительно административные объекты для персонала и технических нужд.
Важно понимание инвестора всей цепочки жизнедеятельности проекта: от привлечения гостей до эксплуатации отеля. При номерном фонде, в 10-15 единиц, это ручное управление и требует больше внимания и профессионализма со стороны владельца, инвестора. Бизнес-модель нужно выстраивать очень точно.
В ближайшие 5 лет мы будем наблюдать инертное движение в сторону реализации проектов, которые заявлены к реализации и находится на этапе строительства.
Что будет после, когда закончится грантовая поддержка?
По нашему прогнозу, малые отели при высококонкурентном рынке будут вынуждены объединяться с себе подобными. Локально выживут только гостиницы, которые обладают большим фондом, соответствующими возможностями, те, которые будут оптимизировать операционные затраты максимально, но при этом иметь большое количество номерного фонда и широкую линейку дополнительных услуг.
Я думаю, далее мы будем наблюдать объединение проектов по территориальному признаку, по региональному и так далее.
В целом эта тематика очень интересная. Мне кажется, мы решаем этим направлением многие задачи, в том числе доступ наших гостей к уникальной природе нашей страны, к уникальным местам, к тем объектам природно-культурного наследия, которые недоступны и никогда не будут иметь крупных объектов в зоне притяжения.
Модульность делает доступным многие ранее закрытые для посещения места. В дальнейшем это все будет укрупняться и идти по своему логичному развитию.
Читайте также:
- Александр Гендельсман: «Российские отельеры научились принимать вызовы»
- Дарья Соловьева: как фестиваль способствует продвижению бренда
- Цвета гостеприимства: как оформить фасад отеля