Такой вывод в ассоциации сделали на основе данных туроператоров. Кроме традиционных экскурсионных программ и санаторного отдыха, россияне все чаще выбирают соседнюю страну для коротких поездок на выходные, шопинга, а теперь еще и стоматологических услуг.
По совокупным оценкам ведущих туроператоров, в 2023 году спрос на туры в Белоруссию восстановился до уровня 2019 года и в среднем на 30-50% опережает продажи сезона-2022. Так, по статистике Национального туроператора АЛЕАН, количество бронирований в белорусские санатории в сравнении с летом-2022 году увеличилось на 120%, в гостиницы – на 110%, экскурсионных туров – на 26%.
В АЛЕАН также обращают внимание и такой интересный тренд, как существенный рост количества броней объектов размещения в Белоруссии в сравнении с доковидным 2019 годом. По информации АЛЕАН, их стало больше в разы, так как прежде россияне бронировали номера напрямую, да и загородные объекты не пользовались таким высоким спросом.
В компании «Мультитур» отмечают 20%-ный рост продаж по отдельным объектам, у туроператора «ВЕДИ ГРУПП» количество бронирований туров в Белоруссию увеличилось в сравнении с прошлым годом на 55-60%. Еще более впечатляющая динамика у туроператора FUN&SUN: с начала года количество подтвержденных заявок в Белоруссию выросло в 6 раз.
Эксперты туроператора «Интурист» одной из причин роста интереса россиян к поездкам в Белоруссию называют отсутствие доступных по цене предложений по экскурсионным турам в Европу. Сказывается и развитие авиасообщения: сегодня долететь в Минск на прямом рейсе можно почти из двух десятков городов России.
Как добавляют в «ВЕДИ ГРУПП», туристы из московского региона и областей Центральной России чаще всего путешествуют в Минск по железной дороге, в то время как жители более удаленных регионов выбирают самолет. При этом специалисты отмечают и активный самостоятельный поток по направлению: как и в доковидные времена, часть туристов едет в Белоруссию на автомобиле.
По данным «Мультитур», примерно 70% всех продаж по Белоруссии приходится на санатории. Стоимость путевки с питанием в день на одного человека начинается от 1700 рублей.
На втором месте по популярности на белорусском направлении — сити-туры и бронирование отелей. Так, доля сити-туров в бронированиях направления у «Интуриста» составляет 50%, у FUN&SUN этот процент еще выше. Как поясняют в «Интуристе», востребованность такого формата отдыха в Белоруссии связана и достаточным количеством недорого номерного фонда в республике.
По мнению специалистов «Дельфина», Минск стал популярным направлением «выходного дня» благодаря недорогому отельному и экскурсионному предложению, а также развитому транспортному сообщению.
Появились и новые интересы туристов. Туроператоры получают запросы на туры с посещением агроусадеб, отдых на природе, вело- и пешие маршруты. Вырос спрос и на отдых в коттеджах на озерах и реках.
Под влиянием санкций формируются и новые запросы российских гостей: это шопинг, включая покупку автодеталей, линз и модных брендов, ушедших с рынка РФ. Среди свежих трендов — стоматология. Из-за роста курса валют и логистических сложностей стоматологические услуги в России подорожали на 25-35%, а в Белоруссии «поставить пломбу» будет существенно дешевле.