К 2020 году в Едином Федеральном реестре туроператоров числилось только 4298 туроператоров, в то время как в 2019 году их было 4613. Еженедельно Ростуризм публикует списки об исключении сведений о туристических компаниях из Федерального реестра: если раньше это были единичные случаи, то сейчас счет идет на десятки.
Весной 2021 года СберПро/Медиа и Российский Союз Туриндустрии, провели опрос среди 36 туристических компаний, согласно которому лишь 11% компаний вернулись к докризисным показателям, 39% видят положительную динамику, но пока не преодолели кризис, а 33% и вовсе находятся на грани банкротства.
По оценкам экспертной группы ЮНВТО мировому туризму потребуется не менее 4 лет, чтобы восстановит туристическую отрасль.
Бесспорно, внутренний, внутрироссийский туризм получил сильный импульс. На его развитие влияет закрытие границ, активное развитие инфраструктуры и господдержка. (Например, наш сервис www.edem-v-gosti.ru в этом году побил рекорд посещаемости). От этого выиграли все компании на российском юге (Крым, Краснодарский край) и в горных регионах (Кавказ, Алтай, КМВ). Неожиданно, но почти в два раза вырос спрос на речные круизы, такие популярный в советское время – новый виток!
Также мы можем взглянуть по-новому и оценить значимость и перспективы автотуризма. В эпоху COVID-19 при социальном дистанцировании такой вид туризма стал как никогда актуален. По данным аналитического агентства АВТОСТАТ, более 56% автолюбителей планируют провести свой отпуск в автопутешествии по России. Путешественники готовы отправляться, как по междугородним трассам, так и по внедорожью, исследуют ближайшие регионы.
Появилась еще одна интересная тенденция: регионы, исторически предлагающие не бюджетный отдых (Алтай, Байкал), стали составлять альтернативные по цене маршруты для массового потребителя. Подключились туроператоры, предлагающие доступные чартерные рейсы, и инвесторы, повсеместно строящие мини-отели и хостелы.
Но есть и проблемная сторона – не все туристы готовы отказаться от привычного комфортного отдыха по системе «все включено», например, в Турции. Бесспорно, юг России уже семимильными шагами развивает инфраструктуру и повышает качество сервиса, но стремиться есть куда. Считаю, что сейчас главным приоритетом должны стать укрепление доверия такой категории туристов за счет расширение зоны комфорта и исключения рисков для здоровья.
Хочется верить, что представители туриндустрии воспримут кризис не как трагедию, а как реальный шанс для быстрого развития локального туризма и туристической инфраструктуры в регионах, шанс для инвестирования в бюджетные отели и хостелы.