Сангаджи Тарбаев: «Туристический налог — это показатель взросления туротрасли»
Минфин РФ предложил преобразовать «курортный сбор» в «туристический налог». При этом муниципалитеты самостоятельно будут определять необходимость его введения и размеры ставок.
Специально для WT комментирует председатель комитета Госдумы РФ по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сангаджи Тарбаев:
В продолжение дискуссии, развернувшейся на заседании Комитета по бюджету и налогам, где обсуждались поправки к Налоговому Кодексу РФ, нужно сказать следующее:
— новым налогам рад никто не бывает рад. Мы не ждем, что появление туристического налога будет встречено аплодисментами;
— турналог существует во многих в туристически развитых странах. Эта практика имеет долгую историю: в Италии и Франции турналогу уже более 100 лет, и он вводится по инициативе муниципалитетов. В Испании, Швейцарии инициатива также отдана на региональный или даже муниципальный уровень, при этом размер налога варьируется в зависимости от местоположения. В ОАЭ турналог существует более 10 лет. Даже любимая нашими гражданами Турция ввела туристический налог с 1 января прошлого года. На росте цен на отдых это сказалось, чего нельзя сказать о падении спроса;
— введению туристического налога в России предшествовало 4 года эксперимента по взиманию курортного сбора. Инициатива, к которой бизнес и граждане отнеслись настороженно, себя оправдала – регионы получили дополнительные средства на развитие туристической инфраструктуры при посильной для граждан сумме выплат. В итоге подавляющее большинство субъектов РФ выразило желание присоединиться к эксперименту;
— наша туристическая отрасль «взрослеет». А любое «взросление» характеризуется появлением как новых амбиций и целей, так и повышением уровня ответственности. Туризм долгое время находился на периферии государственной политики и существовал несколько автономно. Сегодня ситуация изменилась кардинально. Проведение эффективной государственной политики в сфере территориальной организации экономики требует поиска источников финансирования, к которым можно отнести и туристический налог. С другой стороны, развитие туристической и гостиничной инфраструктуры способствует росту налогового потенциала муниципальных образований благодаря созданию новых рабочих мест и расширению торговли;
— достоинством представленной вчера инициативы является статус налога в качестве местного. Перед муниципальными образованиями открываются дополнительные возможности для получения доходов в бюджет и использования этих средств на нужды территории и в интересах людей на ней проживающих. В отличие от курортного сбора речь пойдет не только об объектах туристской инфраструктуры, но и о социальных учреждениях, системах инженерной коммуникации и проч.;
— еще один плюс - изменяемые ставки налога, которые представительные органы муниципальных образований смогут варьировать по различным критериям. Заявленные 5% в 2029 году – это потолок. Муниципалитеты будут иметь право его снизить вплоть до 0%, а также определять категории туристов, которые не будут платить турналог вовсе;
— важный момент — выведение из «серой зоны» средств размещения, которые оказывают услуги по временному размещению, но не подпадают под контроль государства. Нахождения средств размещения вне рамок правового поля негативно сказывается на качестве услуг, получаемых нашими туристами. С введением туристического налога появится механизм двойного контроля, так как с точки зрения налогового законодательства объектом налогообложения будет признаваться оказание услуг по предоставлению временного проживания в средствах размещения, включенных в реестр классифицированных средств размещения. Эта норма коррелирует с другим законопроектом, предусматривающим введение обязательной классификации для большей части средств размещения, который в скором времени будет внесен в Думу. Взаимодействие и взаимозависимость этих двух норм позволит обеспечить нам обеспечить должный уровень и безопасность российского туризма.
Таким образом, туристический налог должен стать неотъемлемой частью «повзрослевшей» российской туротрасли.
Редакция Welcome Times. Читайте также:
- Сергей Корчевников: «В Воронежской области для развития туризма используется кластерный подход»
- ЗА НАМИ ХВОСТ! Как отелю стать pet friendly
- Инновации в управлении гостиничным бизнесом: как свежий подход влияет на успешность отеля