Инновации в управлении гостиничным бизнесом: как свежий подход влияет на успешность отеля
Индустрия гостеприимства в России окончательно оправилась от ударов последних лет и стремительно развивается.
Однако на фоне положительного тренда для сохранения конкурентоспособности участники отрасли должны решить четыре важные задачи. Какие именно, и почему автоматизация всех процессов в отеле сегодня стоит во главе угла – рассказал Алексей Пряслов, управляющий директор PFM, специалист по консалтингу и инвестициям в гостиничном бизнесе, создатель программы HOMS.
Вровень с рынком
Первая задача для российских отельеров сегодня – бенчмаркинг. Это автоматизированное сравнение ключевых метрик отеля (загрузка, ADR, RevPAR) со среднерыночными значениями. В современном конкурентном мире внутренних KPI недостаточно. Необходимы показатели, характеризующие сравнение отеля с конкурентами. В мире и в России получили наибольшее распространение три KPI:
- Индекс проникновения на рынок (Market Penetration Index или MPI). Позволяет сравнить загрузку отеля со средней рыночной загрузкой конкурентов.
- Индекс среднего тарифа (Average Rate Index / ARI). Похож на MPI, но в качестве базы расчета используется ADR.
- Индекс генерации выручки (Revenue Generation Index / RGI). В качестве базы расчета использует RevPAR.
Доверить бенчмаркинг лучше специалистам.
В ответ на спрос
Следующий шаг – динамическое ценообразование. Оно подразумевает отказ от единого прайс-листа. Взамен создается система увеличения цены номера в период возрастания спроса и уменьшения тарифов в периоды его падения – для достижения максимальной выручки гостиницы.
Динамическое ценообразование помогает быстро реагировать на изменения ситуации на рынке.
Ключевые игроки российского гостиничного IT-рынка – TravelLine, Bnovo, Libra и другие – уже имеют модули динамического ценообразования. Поэтому здесь отельерам нужно озадачиться только выбором партнера.
Сайт как главный канал продаж
Россияне стали активно путешествовать по стране, также во всех регионах страны строятся и начинают функционировать новые гостиничные объекты. На фоне растущей конкуренции отелю нужно работать над формированием самого большого потока клиентов со своего сайта с целью минимизации расходов на привлечение гостей.
Наиболее дешевый канал продаж сегодня – сайт отеля. Считается, что постоялец гостиницы, пришедший с него – условно бесплатный в плане расходов на привлечение.
Другим популярным каналом продаж для гостиничных объектов являются OTA (online travel agency), которые берут комиссию за привлечение клиентов. В некоторых случаях она может достигать 25% от выручки.
Если у гостиницы нет других каналов продаж, то получается, что эти 25% выручки приходится отдавать стороннему агрегатору. Вместе с тем в настоящее время в России доля OTA в структуре привлечения гостей в отель не превышает 35-40%. Очевидно, что основные усилия отелю нужно сосредоточить на сайте.
Автоматизация управленческого учета
Представим визит к врачу. Он измеряет вес, сравнивает показатели с данными за прошлый год. И вдруг на этом заканчивает осмотр. Изменения в весе могут дать врачу подсказки, но они не дадут много информации об истинном состоянии здоровья человека. Следовательно, измерять только вес не имеет никакого смысла. То же самое относится и к финансовому состоянию отеля.
Отельеры слишком часто полагаются только на данные о выручке. Но гораздо разумнее сосредоточиться на показателе, который действительно иллюстрирует финансовый результат – прибыли.
Ее точное и своевременное вычисление возможно при помощи автоматизации управленческого учета. Для этого на российском рынке есть программа HOMS (Hotel Operational Management Software). Она позволяет автоматизировать формирование управленческой отчетности и вычислять прибыль как отеля в целом, так и по подразделениям. А уникальные инструменты помогают проверить гипотезы и найти наиболее прибыльные решения для гостиницы. Большой плюс – отчеты HOMS создает по стандартам USALI.
Альфа и омега. Почему автоматизация в гостиничном бизнесе вышла на первый план?
Главная причина – повышение конкуренции. Отрасль динамично развивается, значительно растет предложение новых отелей. Дать качественный ответ на вызовы с инструментами «каменного века» гостиница уже не сможет. Ей нужны современные, автоматизированные технологии. И это касается любого аспекта работы отеля, начиная с Front Office и заканчивая управленческим учетом.
Другая, весьма немаловажная, причина – дефицит квалифицированных кадров.
Автоматизация, с одной стороны, позволяет сократить нагрузку на персонал, а с другой позволяет персоналу заниматься действительно важными задачами. Например, автоматизация управленческого учета дает возможность отказаться от ручного переноса данных из 1С в Excel и сконцентрироваться на анализе результатов деятельности гостиницы и принятии управленческих решений.
А если по старинке?
Консервативность в вопросе использования современных технологий сегодня выйдет отелю боком. Потери будут, что называется, по всем фронтам.
Допустим, если у гостиницы нет бенчмаркинга – то нет и понимания, соответствуют цены рынку или нет. Когда все online бронирования доверены сторонним ресурсам – потери отеля на комиссиях будут огромными. Аналогичен исход и при неграмотной ценовой политике.
При отсутствии управленческого учета отсутствует понимание того, приносит гостиница прибыль или нет. А также как изменение выручки влияет на прибыль, почему расходы превышают доходы, а акционеры не получили желаемые дивиденды, или кредит не погашен вовремя. Словом, без полноценного автоматизированного управленческого учета управление отелем похоже на вождение автомобиля с закрытыми глазами. И в том, и в другом случае результат будет катастрофическим.
Редакция Welcome Times. Читайте также:
- Как цифровые решения меняют отельный бизнес
- Как сыр и вино стали соперниками привычному туризму
- ЗА НАМИ ХВОСТ! Как отелю стать pet friendly