25 июля Госдума рассмотрела в первом чтении проект закона в части законодательного закрепления понятийного аппарата в сфере внутреннего железнодорожного туризма, сообщил в своем Телеграм-канале председатель Комитета по туризму и развитию туристической инфраструктуры Госдумы РФ Сангаджи Тарбаев.
По словам депутата, предлагается внести изменения в Устав железнодорожного транспорта РФ и в действующий закон о туризме, закрепив определения таких понятий как: «железнодорожный туризм», «туристский поезд», «туристский железнодорожный маршрут».
Выдержки из пояснительной записки к проекту:
— Установление единого понятийного аппарата на законодательном уровне позволит разработать соответствующие нормативно-правовые акты, регулирующие особенности перевозки пассажиров (туристов, экскурсантов) в «туристских поездах», федеральному органу исполнительной власти в области железнодорожного транспорта принимать решения по развитию и поддержке данного направления деятельности (например, производство специализированных туристских вагонов для перевозки пассажиров и инвалидов из числа туристов (экскурсантов)), а заинтересованным ведомствам и организациям формировать специальные программы, направленные, например, на поддержку материнства и детства и другие.
— Принятие законопроекта, наряду с вышеперечисленным, позволит решить ещё ряд задач, стоящих перед перевозчиком и туроператорами:
- перевод в дерегулированный сегмент «туристские поезда» (отмена государственного регулирования стоимости проезда в таких поездах);
- закупку нового подвижного состава, адаптированного под «туристские железнодорожные маршруты» (семейный вагон с детской зоной, вагон с лаунж-зоной), равно как использование вагонов «туристского поезда» в целях размещения туристов на ночлег (поезд-отель);
- пересмотр в интересах путешествующих туристов действующих норм перевозки багажа и ручной клади, в том числе спортивного инвентаря в «туристских поездах»;
- снятие ограничений, связанных со сроками открытия продаж билетов в «туристских поездах» и т.д.;
- введение запретительных норм на перевозку в «туристских поездах», в частности, больных людей, патогенов, человеческих останков и т.д.;
- установление разрешительных норм, позволяющих в вагонах «туристского поезда» проводить музыкальные и иные культурно-развлекательные мероприятия;
- введение запретительной нормы в части реализации билетов в «туристские поезда» на промежуточных остановках;
- разработка механизма возврата билетов пассажирами, путешествующими в «туристских поездах»;
- создание «туристских железнодорожных маршрутов», как альтернативы зарубежным курортам и развития экономического потенциала регионов Российской Федерации.
Генеральный директор железнодорожного туроператора «Ретро-Туризм» Александр Львов специально для WT изучил проект закона и дал свой комментарий:
— Это своевременный документ, внесение этих понятий в эту базу давно назрело.
Однако в пояснительной записке не указано, какие конкретные меры можно будет применять в случае внесения соответствующих изменений в нормативы. Для какой цели необходимо регулировать особенность перевозки пассажиров в туристских поездах? На мой взгляд, чтобы законопроект прошел все слушания, необходимо четко прописать целеполагание. Что именно сейчас не позволяет строить специализированные туристические вагоны? Что конкретно мешает сейчас регионам или федералам формировать специальные программы, направленные на поддержку материнства и детства?
Другое дело, что все эти изменения необходимы, чтобы получить соответствующие субсидии. И повторюсь, нужно расписать, как именно данные изменения улучшат ситуацию с решением озвученных в пояснительной записке проблем.
Кстати, есть в пояснительной записке и определенные нюансы. Например, в части возможности перевода поездок в плацкартных вагонов в дерегулированный сегмент. Это нельзя подавать как преимущество для туриста, поскольку этот фактор важен для перевозчика (ну или туроператора), которые будут продавать этот продукт. А для потребителя, который будет покупать билет в плацкарте туристского поезда по цене выше, чем в регулярном, это совсем не является преимуществом. Понятно, что это необходимо перевозчику для формирования экономически обоснованной стоимости перевозки, но и этот нюанс было б здорово раскрыть.
Отмечу также, что работа по внесению изменений в «нормативку» началась более 10 лет назад. Но тогда более чем внятно обоснованные инициативы не прошли соответствующие инстанции.
Верим в лучшее!
Читайте также:
- Читаем и едем: ТОП-5 книг о путешествиях этого лета
- Необходимые документы в отеле: чек-лист
- Артем Подашов: «Успешный отельный бизнес — это прежде всего, предельное внимание к персоналу»
- Автоматизация мультисегментных B2C продаж на примере туристического бизнеса