bnovo.ru

Олег Афанасьев: «Главное — акцент на практико-ориентированность в обучении будущих экскурсоводов»

Ноябрь 18, 2024
Колонка эксперта
Олег Афанасьев, Профессор РГУТИС; Руководитель 72-часовой программы «Инновационные технологии организации экскурсионной работы в туристском пространстве»

16 ноября стартовала четвертая волна образовательных программ Федерального ресурсного центра в Российском государственном университете туризма и сервиса (РГУТИС).

«Экскурсионные программы в сегменте научно-популярного туризма: методика проектирования и практика реализации» — так называется одна из программ, разработчиком и руководителем которой стал доктор географических наук, профессор Высшей школы туризма и гостеприимства (структурное подразделение «Библиотека туристских карт и путеводителей») ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» Олег Афанасьев.

Ранее мы говорили с историком архитектуры, руководителем образовательной компании «Глазами инженера», педагогом образовательной программы РГУТИС Айратом Багаутдиновым о том, почему развитие научно-популярного туризма идет не такими активными темпами, как ожидается, и что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию.

В частности, эксперт уверен, что в процесс подготовки кадров необходимо встраивать больше современных подходов к туризму, к разработке продукта, к новым жанрам. Так можно простимулировать интерес профессиональных гидов к теме, к пониманию важности направления, чтобы потом они получили все нужные компетенции и уже общались на соответствующем уровне с туристами.

Сегодня профессор ВШТИГ РГУТИС Олег Афанасьев рассказал о деталях новой программы.


— Появились ли за последнее время новые технологии в обучении экскурсоводов? Внесли ли вы что-то новое в программу и учебный план по сравнению с прошлой программой?

Технологии обучения – это то, что находится в постоянном развитии, мы работаем в условиях, когда формируются новые подходы, методы и способы обучения. Среди них успели хорошо зарекомендовать себя игровые технологии, методы и приемы перевернутого обучения, иммерсивные методы и пр.

Безусловно, мы их используем в обучении наших слушателей. Мы применяем деловые игры и имитационные методы, которые позволяют воспроизводить рабочие ситуации, характерные для экскурсионной деятельности и таким образом отрабатывать нужные навыки.

Так как наши слушатели – это, чаще всего действующие экскурсоводы, то мы ушли от изложения основ экскурсионного дела и активно используем нетворкинг и трансляция опыта.


— В чем суть метода?

Он заключается в стимулировании общения между слушателями как в рамках программы, так и в свободное время. Таким образом, слушатели сами инициируют те вопросы, которые их волнуют, и мы совместно ищем верные ответы или алгоритмы действий. Для этого мы активно используем общение в телеграмм-чате, который функционирует и после окончания обучения по программе.

Для начинающих экскурсоводов мы также предусмотрели разные форматы обучения – от традиционных учебных материалов и большого количества вспомогательных инструментов, до общения с опытными коллегами и практических работ, позволяющих отработать как проектные, так и коммуникационные навыки. И вместе с тем, золотое правило педагогики и подготовки персонала – это соблюдение баланса в использовании инновационных и традиционных подходов в обучении. Поэтому в структуре нашей программы есть традиционные и проблемные лекции, практические работы и семинары.

Каждая наша программа уникальна, поэтому безусловно новая программа существенно отличается от предыдущих как по тематике, так и по структуре. Данная программа, которая стартует в Федеральном ресурсном центре, направлена на умения разрабатывать и проводить научно-популярные экскурсии с учетом инновационных технологий.


— Насколько практико-ориентированная эта программа? Кто участвует в реализации этой программы?

В нашей программе значительная часть практических занятий ведут представители отрасли – брендовые и ведущие экскурсоводы, представители туроператоров.

Это разработчик и руководитель программы Олег Афанасьев, специалист в сфере регионального и внутреннего туризма, технологий развития отдельных видов туризма, проблем безопасности в туризме, технологий туристского дизайна, информационных технологий в туризме, туристской инфографики, туристской картографии, педагогических технологий в сфере туризма, инновационных технологий в туризме и гостеприимстве, технологий проектирования туристско-экскурсионных маршрутов и программ, тематических экскурсионных маршрутов, экономики впечатлений в туристско-экскурсионной сфере.

Также принимают участие кандидат географических наук Александра Афанасьева, историк архитектуры и инженерного искусства Айрат Багаутдинов, доктор экономических наук Ирина Бушуева, которая приглашена для преподавательской деятельности по дисциплине «Нормативное регулирование и стандартизация научно-популярного туризма в Российской Федерации».

Программу читают и гендиректор директор Ассоциации московских туроператоров по внутреннему и въездному туризму «Мостурпул» Татьяна Козловская, эксперт в сфере туризма, региональный представитель РСТ в Новгородской области Марина Лебедева, директор Национальной Премии «Корпоративный музей», руководитель НП «Пермское представительство РАСО» Наталья Нечаева, экскурсовод туристско-экскурсионной компании ООО «Москва глазами инженера» Марина Фирсова.

Ранее мы поговорили с разработчиком и руководителем программы РГУТИС, заместителем директора АНО «Центр социальных проектов «МИКС» Екатериной Жимаевой о том, почему сейчас необходимо не только поднимать тему туризма для людей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), но делать конкретные шаги по обучению туркомпаний, гидов, экскурсоводов работе с туристами с ОВЗ.


Читайте также:

Больше эксклюзивных материалов и экспертных мнений >>>


Материал уже оценили 7 гостей на:
4.857145
4.9
Другие оценили статью на 4.9* из 5. А ваше мнение?