bnovo.ru

Айрат Багаутдинов: «Для развития научно-популярного туризма нужна готовность институтов к сотрудничеству»

Август 14, 2024
Колонка эксперта
Айрат Багаутдинов, историк архитектуры, руководитель образовательной компании «Глазами инженера». Фото: Анна Сорокина

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков в ходе правчаса в Государственной Думе озвучил, что в самое ближайшее время развитию научно-популярного туризма будет уделяться самое пристальное внимание.

«Объекты должны работать», — уточнил Фальков. Сегодня создано 67 маршрутов научно-популярного туризма по 20 субъектам.

Москва, Санкт-Петербург, Башкортостан, Новосибирская область, Иркутская область, Приморье, Красноярский край, Томская, Свердловская области, Крым, Псковская область, Кубань, Липецкая область, Ростовская область — так выглядит список регионов, где идет активное развитие научпоп-туризма.

Историк архитектуры, руководитель образовательной компании «Глазами инженера» Айрат Багаутдинов рассказал, почему развитие этого вида туризма идет не такими активными темпами, как ожидается, и что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию.


— Айрат, что тормозит активное развитие научно-популярного туризма?

Причины две, и самая главная — низкая готовность институтов к сотрудничеству. Конечно, некоторые готовы сотрудничать: как правило, это институты с прогрессивным руководством, с молодыми учеными, которые изнутри выступают с такой инициативой, добиваются разрешения сотрудничать с туроператорами. Например, в Москве нам удалось добиться сотрудничества с Институтом океанологии им. П. П. Ширшова РАН, Национальным медицинским исследовательским центром онкологии имени Н. Н. Блохина… Удается договориться с некоторыми институтами в в наукоградах вокруг Москвы: Пущино, Протвино, Троицке, Черноголовке, Дубне.

Однако ряд институтов нам просто отказывает. Складывается парадоксальная ситуация, когда существует стратегия развития научно-популярного туризма до 2025 года, есть дорожная карта, проектный офис Десятилетия науки и технологии, множество позитивных факторов, но при этом сами институты таким фактором не являются, поскольку они пока не заинтересованы в развитии этого дела.


— А второе препятствие?

Второе препятствие — малоизвестность научно-популярного туризма для аудитории. Мало пока помощи со стороны регионов, государства.

Будем откровенны — формат пока что непонятен, потому что люди воспринимают туризм, как правило, в привычном контексте: это архитектура, древности, природа, а путешествия по научным институтам пока просто непонятны. Необходима общая работа, чтобы продукт был яркий и эффектный, а также продвижение среди населения, потенциальных туристов.


— Что необходимо для беспрепятственного развития? Господдержка? Инвестиции?

— Необходимы господдержка, доступность институтов, ведь не со всеми институтами, с кем можно договориться, может получиться яркий продукт.


— Какие маршруты, на ваш взгляд, наиболее интересны сейчас?

Научно-популярный туризм интересен людям ищущим новые знания и нестандартные опыты, интересующимся научным потенциалом страны людям из крупных городов вроде Москвы или Санкт-Петербурга, которые обладают соответствующими средствами. Ведь пока этот продукт может приносить прибыль лишь по повышенной цене. Соответственно, мы создаем маршруты в наукоградах близ Москвы.

Также надо инициировать маршруты рядом с Петербургом — это Колтуши, Пушкин, Гатчина.

Сложнее с Новосибирском, где есть свой Академгородок — до них петербуржцам и москвичам добираться дольше и дороже. Необходим перелет, а привлечение новосибирцев или кемеровцев небезгранично. Таким образом, надо формировать маршруты в средней полосе России, и когда научно-популярный туризм найдет свою аудиторию, она будет формулировать желаемые маршруты.


— А какая ситуация с кадровым обеспечением?

— Скажу как работодатель. В Москве и в Питере мы полностью удовлетворены кадрами хотя бы потому, что мы сами их себе готовим через нашу Школу гида.

А в регионах кадры порой не очень нас удовлетворяют, потому что мало экскурсоводов, которые готовы говорить о таких сложных вещах. Я не имею в виду непосредственно о науке. О ней должен говорить ученый, допустим, о ядерной физике. Но нужны экскурсоводы, туроператоры, авторы креативных проектов, которые будут понимать, что нужно популяризировать, в том числе такие неочевидные темы, как наука или промышленность. Которые могут о ней компетентно говорить хотя бы на общем уровне. Пусть они не знают, как устроена квантовая механика, но они понимают, почему люди должны интересоваться российской наукой, что в ней наиболее важно, какие в ней процессы происходят сегодня.

Как улучшить ситуацию? Думаю, следует в процесс подготовки кадров встраивать больше современных подходов к туризму, к разработке продукта, к новым жанрам. Таким образом мы простимулируем интерес профессиональных гидов к теме, к пониманию важности направления, чтобы потом они получили все нужные компетенции и уже общались на соответствующем уровне с туристами.


Читайте также:

Больше эксклюзивных материалов и экспертных мнений >>>


Материал уже оценили 5 гостей на:
5
5
Другие оценили статью на 5* из 5. А ваше мнение?