Максим Казарновский: «Привлечь, обучить и удержать кадры»

Январь 16, 2025
Колонка эксперта
Максим Казарновский, Директор Московского международного салона образования (ММСО)

Платформа для развития отельного бизнеса

Экспертное сообщество продолжает дискуссию о кадровом дефиците и способах решения этой проблемы на практике.

Туризму нужна кадровая стратегия. Основой для ее создания могла бы стать карта всех крупных проектов в туристической сфере, планируемых в ближайшие 10 лет, инициаторами которых является государство и крупные корпорации, считает директор Московского международного салона образования (ММСО) Максим Казарновский.

Сегодняшняя колонка — о системной кадровой проблеме в индустрии гостеприимства и способах ее решения.


— Масштабные цели туристической отрасли и индустрии гостеприимства требуют не только финансовых ресурсов, а в первую очередь — человеческих.

Туристической сфере нужны тысячи людей — от архитекторов, управленцев и гидов и до линейного персонала. По оценкам вице-премьера РФ Дмитрия Чернышенко, в дополнение к 1 миллиону работников сферы туризма в России к 2030 году понадобится еще не менее 400 тысяч сотрудников. Подготовка кадров становится амбициозным вызовом.

Привлечь, обучить и удержать сотни тысяч людей на высококонкурентном российском рынке труда в сравнительно небольшие сроки — комплексная задача для всей системы образования, участников турбизнеса и государства.

Привлечение людей в туристическую сферу и индустрию гостеприимства осложняется «плохим пиаром» этой индустрии на рынке труда. Исследование Московского международного салона образования (ММСО), проведенное в марте 2024 года среди 1233 жителей разных регионов России старше 18 лет, показало, что большинство жителей страны пока не считают сферу туризма привлекательной для долгосрочной карьеры. Только 10% россиян на момент проведения исследования назвали сферу туризма работой мечты.

Половина опрошенных (50%) указали, что эта индустрия их не интересует, 42% отметили, что для развития карьеры есть более перспективные индустрии — например, IT. Ещё 39% потенциально готовы рассмотреть работу в туриндустрии при определенных условиях: 23% — если будет достойная зарплата, 11% — если будут командировки за границу, а 5% готовы работать в туристическом секторе, если это будет сезонная подработка.

Индустрия гостеприимства имеет стратегическое значение для экономики, но осведомленность населения о крупных проектах в этой сфере пока находится на низком уровне.

По данным ММСО, только 3% опрошенных россиян осведомлены о планируемых крупных инфраструктурных проектах в сфере туризма. Результаты исследования отражают ряд стереотипов в обществе, которые мешают большинству людей рассматривать туризм как перспективную сферу для выбора профессии и карьерного развития.

Среди этих барьеров:

  • низкий престиж профессий, связанных со сферой обслуживания;
  • высокая доля неквалифицированного труда в индустрии;
  • невысокий уровень заработных плат, особенно в регионах.

Туризму нужна кадровая стратегия.

Основой для ее создания могла бы стать карта всех крупных проектов в туристической сфере, планируемых в ближайшие 10 лет, инициаторами которых является государство и крупные корпорации. Картирование даст возможность соотнести детальную разбивку новых создаваемых рабочих мест по категориям и регионам, а также новых профессий и компетенций с существующими образовательными организациями, текущим объемом выпускников и перечнем профессий.

Системная работа позволит выявить разрыв между запросом туристической отрасли на рабочие места с возможностями системы образования. Структурирование даст возможность определить потребности в новых профессиях и компетенциях, а также внести необходимые изменения в стандарты разработки новых образовательных программ для новых профессий.

Гипотезу об использовании межотраслевого подхода в подготовке кадров в сфере внутреннего туризма Московский международный салон образования представил весной 2024 года на форуме «Россия внутри». Результатом проработки гипотезы станет совместное исследование, которое провели эксперты ММСО и Высшей школы экономики.

Исследование включает вопросы кадровой модели индустрии в разрезе профессий и компетенций, выявляет ключевые вызовы кадровой модели индустрии внутреннего туризма и затрагивает вопрос подготовки кадров для индустрии гостеприимства в системе среднего профессионального и высшего образования. Такой продукт обозначит пути преодоления кадрового дефицита, позволив синхронизировать запросы индустрии в целом, бизнеса и системы образования.


Читайте также:

Больше эксклюзивных материалов и экспертных мнений >>>


Материал уже оценили 7 гостей на:
4.42857
4.4
Другие оценили статью на 4.4* из 5. А ваше мнение?