
Экспертное сообщество продолжает дискуссию о кадровом дефиците и способах решения этой проблемы на практике.
Туризму нужна кадровая стратегия. Основой для ее создания могла бы стать карта всех крупных проектов в туристической сфере, планируемых в ближайшие 10 лет, инициаторами которых является государство и крупные корпорации, считает директор Московского международного салона образования (ММСО) Максим Казарновский.
Сегодняшняя колонка — о системной кадровой проблеме в индустрии гостеприимства и способах ее решения.
— Масштабные цели туристической отрасли и индустрии гостеприимства требуют не только финансовых ресурсов, а в первую очередь — человеческих.
Туристической сфере нужны тысячи людей — от архитекторов, управленцев и гидов и до линейного персонала. По оценкам вице-премьера РФ Дмитрия Чернышенко, в дополнение к 1 миллиону работников сферы туризма в России к 2030 году понадобится еще не менее 400 тысяч сотрудников. Подготовка кадров становится амбициозным вызовом.
Привлечение людей в туристическую сферу и индустрию гостеприимства осложняется «плохим пиаром» этой индустрии на рынке труда. Исследование Московского международного салона образования (ММСО), проведенное в марте 2024 года среди 1233 жителей разных регионов России старше 18 лет, показало, что большинство жителей страны пока не считают сферу туризма привлекательной для долгосрочной карьеры. Только 10% россиян на момент проведения исследования назвали сферу туризма работой мечты.
Половина опрошенных (50%) указали, что эта индустрия их не интересует, 42% отметили, что для развития карьеры есть более перспективные индустрии — например, IT. Ещё 39% потенциально готовы рассмотреть работу в туриндустрии при определенных условиях: 23% — если будет достойная зарплата, 11% — если будут командировки за границу, а 5% готовы работать в туристическом секторе, если это будет сезонная подработка.
Индустрия гостеприимства имеет стратегическое значение для экономики, но осведомленность населения о крупных проектах в этой сфере пока находится на низком уровне.
По данным ММСО, только 3% опрошенных россиян осведомлены о планируемых крупных инфраструктурных проектах в сфере туризма. Результаты исследования отражают ряд стереотипов в обществе, которые мешают большинству людей рассматривать туризм как перспективную сферу для выбора профессии и карьерного развития.
Среди этих барьеров:
- низкий престиж профессий, связанных со сферой обслуживания;
- высокая доля неквалифицированного труда в индустрии;
- невысокий уровень заработных плат, особенно в регионах.
Туризму нужна кадровая стратегия.
Основой для ее создания могла бы стать карта всех крупных проектов в туристической сфере, планируемых в ближайшие 10 лет, инициаторами которых является государство и крупные корпорации. Картирование даст возможность соотнести детальную разбивку новых создаваемых рабочих мест по категориям и регионам, а также новых профессий и компетенций с существующими образовательными организациями, текущим объемом выпускников и перечнем профессий.
Системная работа позволит выявить разрыв между запросом туристической отрасли на рабочие места с возможностями системы образования. Структурирование даст возможность определить потребности в новых профессиях и компетенциях, а также внести необходимые изменения в стандарты разработки новых образовательных программ для новых профессий.
Гипотезу об использовании межотраслевого подхода в подготовке кадров в сфере внутреннего туризма Московский международный салон образования представил весной 2024 года на форуме «Россия внутри». Результатом проработки гипотезы станет совместное исследование, которое провели эксперты ММСО и Высшей школы экономики.
Исследование включает вопросы кадровой модели индустрии в разрезе профессий и компетенций, выявляет ключевые вызовы кадровой модели индустрии внутреннего туризма и затрагивает вопрос подготовки кадров для индустрии гостеприимства в системе среднего профессионального и высшего образования. Такой продукт обозначит пути преодоления кадрового дефицита, позволив синхронизировать запросы индустрии в целом, бизнеса и системы образования.
Читайте также:
- Нужна ли программа лояльности на сайте отеля или достаточно скидки
- «Отель на практике»: бильярд на голове и вода в горах
- Топ-5 ошибок при проектировании баз отдыха