В Санкт-Петербурге прошло первое заседания VALO Hospitality Club, организатором которого выступила управляющая компания VALO Service при поддержке Российской Гильдии Управляющих и девелоперов (РГУД). Клуб объединил столичных и региональных девелоперов, управляющие компании и отельных операторов, работающих как в сегменте сервисных апарт-отелей, так и классических гостиниц.
Рынок внутреннего туризма в России показывает рекордно высокие цифры. По данным Российского союза туриндустрии, внутренний туристический поток в России в 2023 г. составил более 75 млн человек. Для сравнения, в 2022 г. этот показатель составил 68,5 млн человек, в 2021 г. – 62 млн человек. Предполагается, что тенденция к росту сохранится: согласно целям Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», к 2030 г. турпоток по России должен увеличиться в 2 раза – до 140 млн поездок в год.
Экспансия в регионы
Увеличение турпотока напрямую связано с емкостью рынка средств размещения. Поэтому вслед за спросом растет и интерес застройщиков к созданию проектов отельного формата в перспективных курортных локациях, где существует дефицит качественных объектов. Этот интерес поддерживается и государственными программами. Так в рамках грандиозного национального проекта с 2025 по 2030 год планируется создать около десяти современных зон отдыха на отечественных берегах пяти морей: Каспия, Балтики, Азовского, Черного и Японского морей и озера Байкал. Ожидается, что к 2030 году их смогут посетить не менее 10 млн туристов.
Проекты в рамках программы «Пять морей» уже стартуют. Как рассказал Константин Сторожев, генеральный директор УК VALO Service, председатель экспертного совета по апарт-отелям и сервисным апартаментам РГУД, в Иркутской области – на Байкале – компания VALO Service принимает участие в реализации рекреационного проекта на площади 26,3 га в городе Байкальске. В рамках проекта запланировано строительство четырехзвездочного апарт-отеля на 150 апартаментов и 90 коттеджей.
Развитие региональных проектов туристической инфраструктуры стало одной из главных тем обсуждения на заседании Hospitality Club. Екатерина Марич, генеральный директор СЗ Villa Monte Arkhyz и ГК «Акорн» считает, что в регионах растет спрос на апартаменты из-за увеличившейся популярности внутреннего туризма. Компания строит апарт-отель на 158 юнитов в Архызе, Карачаево-Черкесской республике. Локация привлекательна для туристов, поскольку в городе находится горнолыжный курорт.
В нетуристических локациях в России также наблюдается высокий интерес девелоперов к строительству апарт-отелей. Андрей Добринский, генеральный директор ГК «ВОЛНА development», рассказал о реализации проекта апарт-отеля бизнес-класса GAGARIN CITY в Новосибирске. В последние годы город популярен у туристов, в том числе благодаря месторасположению: Новосибирск играет роль транспортного хаба для Сибири. По словам Андрея Добринского, гостиницы в высокий сезон бывают заполнены на 100%. В связи с этим ощущается необходимость строительства апартаментов.
Апартаменты лидируют
Участники Hospitality Club отметили, что активное расширение номерного фонда последние годы происходит именно за счет сегмента апарт-отелей.
Дмитрий Чебыкин, коммерческий директор АО «Компакт-Девелопмент» также подтвердил, что апарт-отели занимают все большую часть рынка в том числе потому, что строительство гостиниц становится все более сложным и дорогостоящим. Согласно данным эксперта, сейчас номерной фонд апартаментов в Санкт-Петербурге достигает 31 тыс., тогда как количество номеров классических отелей составляет 25 тыс.
При этом формат апарт-отлей является относительно новым для российского рынка, и, в связи с этим плохо регулируется. Константин Сторожев отметил, что назрела потребность в структурировании рынка апартаментов и четком разделении псевдожилья, сервисных апартаментов и апарт-отелей. Эксперт считает серьезной проблемой, что классификацию проходят менее 30% апарт-отелей в России.
Профессиональная УК в помощь
Важным условием формирования цивилизованного рынка апарт-отелей в России является развитие профессиональных услуг в сфере управления апартаментами. Пока таких компаний в России довольно мало из-за новизны формата.
В заключение эксперты пришли к выводу, что российскому рынку требуется «апарт-ликбез». Кроме того, управляющим апарт-отелей и отельным операторам есть чему поучиться друг у друга. Именно для налаживания такого взаимодействия и создан дискуссионный VALO Hospitality Club. В планах Клуба расширение географии дискуссионных встреч.
Редакция Welcome Times. Читайте также: