bnovo.ru

Тренды туристического рынка - 2023

Февраль 14, 2023

Своим видением процессов делится Кирилл Рожков, профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, академический руководитель программы «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме»  

Тренды рынка туризма в 2023 году будут определять несколько ключевых факторов.

На въездной туризм будут, в первую очередь, влиять санитарная обстановка и санитарные меры властей Китая, а также геополитическая ситуация в целом. Если продолжится снятие антиковидных ограничений, то поток туристов из Китая вырастет. Однако не факт, что в той же пропорции вырастут доходы от въездного туризма, так как доковидные схемы обслуживания китайских гостей были построены на минимальном участии россиян - у китайских туристов даже экскурсоводы чаще всего китайские. Поэтому на доходы отрасли будет влиять и политика российских властей по локализации туристических сервисов.

Внутренний туризм – прогноз на положительную динамику. 

Рост внутреннего туризма будет зависеть от темпов создания новых курортов, уровня сервиса в сочетании с ценами, опыта путешествий по стране прошлого года (в том числе, негативного) и реальные доходы населения. «Ленивые» путешественники будут выбирать между курортами популярными, но переполненными, и новыми, но еще не раскрученными и с массой неизвестного в части качества обслуживания - в туротрасли нехватка персонала. Если выбор будет «между двух зол», «ленивые» поедут в речные российские круизы (там есть свободные ресурсы) либо в «дружественную» заграницу. Поэтому темпы освоения стандартов обслуживания игроками турбизнеса повлияют на решения «ленивых» не меньше, если не больше, чем объем инвестиций в инфраструктуру. 

Будет расти культурно-познавательный туризм, интересный «пытливым» путешественникам. Но поездки будут короткими по времени (в пределах трех дней) и по расстояниям (свой или соседний регион). Здесь также имеет значение «раскрутка» новых направлений: много интересного для посещения, даже поблизости от мест проживания, все еще остается терра инкогнито для тех, кто открыт новым маршрутам и знаниям. Немаловажным фактором будут доходы людей, т.к. «пытливые» путешественники вырастают из «домоседов», по финансовым соображениям предпочитающих отпуск проводить дома или на даче. 

Малые исторические города – территория роста.

Развитие внутреннего познавательного туризма могло бы прирастать малыми историческими городами. Конечно, нужно доводить базовую инфраструктуру (объекты общественного питания, гостиничные услуги, логистика) до уровня комфорта, к которому привыкли путешественники из больших городов.  Инвестиций потребуется меньше, чем в создание альтернатив зарубежным направлениям, а эффект будет более быстрым. Но сердцем каждого местного туристического бренда является его особый образ, аура и эмоции, которые он создает, и даже загадки и таинственность, которая его окружает. Все это можно и нужно культивировать местным властям, бизнесу и жителям. Потенциал для внутреннего туризма по малым историческим городам в нашей стране – огромный. 

Например, Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ совместно с «Фондом развития малых исторических городов» запустила проект «Планирование, организация и проведение комплексных маркетинговых исследований малых городов и региональных центров – потенциальных участников проекта создания зонтичного бренда «Льняная дорога».

Дорожная карта проекта включает в себя кабинетное исследование десяти малых исторических городов. Эта часть уже выполнена. А также уже выполнены основные работы «полевого этапа» - магистранты и эксперты ездили в малые города, обследовали доступную инфраструктур, логистику, разрабатывали эскизные карты коротких индивидуальных туров. Впереди – тестирование маршрутов на широком круге экспертов отрасли и на молодежи, как самой легкой на подъем и отзывчивой на новинки категории путешественников. 

Появляется надежда, что те малые исторические города, которые исторически связаны с производством и продажей льна, но сейчас находятся на обочине туристических маршрутов – обретут новое дыхание в рамках развития зонтичного бренда «Льняная дорога». И в России появится еще один межрегиональный туристический бренд – младший брат знаменитого «Золотого кольца», столь же притягательный для «пытливого туриста». Очевидно, что такие проекты на всей огромной территории России будут множиться. 

Цены 

В части ценовых прогнозов можно с высокой долей уверенности сказать, что цены снижаться не будут. Для этого не видно предпосылок ни в части прогнозов валютного курса, ни в части существенного расширения предложения.

География туристических поездок 2023

На это будет сильно влиять геополитика. Главным фактором будет давление «недружественных» стран на «дружественные». Если последние не поддадутся: не усложнят маршруты полетов, не осложнят банковское обслуживание туристов и т.п., то россияне будут ездить за рубеж даже больше, чем раньше. Турция, ОАЭ, Египет – дестинации для массового туриста. А для более обеспеченных россиян - Таиланд, Шри-Ланка останутся важнейшими точками назначения. 

Плюс к этому можно ожидать рост турпотоков в страны в СНГ – Киргизия, Армения, возможно, Казахстан, Азербайджан, Грузию - будут интересными вариантами путешествий.

Меры поддержки отрасли со стороны государства

Уже объявлено о возможной отмене НДС для российских туроператоров – эта инициатива хорошо встречена ведущими игроками рынка. Наверное, стоит подумать и о новой итерации кэшбэка для российских путешественников, выбирающих родную страну для отдыха. Эту программу могли бы перезапустить регионы на своем уровне для развития локальных маршрутов и привлечения турпотоков. При этом некоторые регионы могут дать финансовое наполнение кэшбэка на уровне не ниже, а то и выше федерального, другие регионы, наверное, будут иметь более скромные программы. 

В любом случае интеграция кэшбэка с уже действующими программами лояльности может дать новый импульс региональным центрам притяжения турпотоков.  Очевидно, что это особенно интересно межрегиональным проектам, подобным «Золотому Кольцу», с общими туристическими маршрутами. Но тут будет необходим новый уровень партнерства регионов в управлении развитием туристического продукта.

Поделиться:
Материал уже оценили 3 гостя на:
5
5
Другие оценили статью на 5* из 5. А ваше мнение?