Дефицит кадров - одна из самых острых проблем российской туристической отрасли. Она станет еще острее, когда в стране появятся новые отели и курортные зоны, в создание которых вкладываются инвесторы.
О том, где искать кадры и как их привлекать, говорили участники стратегической сессии Российского союза туриндустрии «Образование и подготовка кадров». Она прошла на площадке Государственного университета управления (ГУУ) и собрала максимально представительный состав участников - от органов управления туризмом, институтов развития и продвижения до вузов и турбизнеса.
По словам директора департамента реализации проектов в сфере туристической деятельности Минэкономразвития Владимира Трача, сегодня работодатели в туризме больше обращают внимание не на профильное образование, а на профессиональные навыки сотрудника.
По словам представителя Минэкономразвития, к 2030 году планируется построить 53 тыс. новых гостиничных номеров, для обслуживания которых потребуются сотрудники. Кроме того, в ближайшие годы ожидается рост загрузки уже существующего номерного фонда из-за возросшего спроса. Потребность работодателей в работниках сейчас на 30% выше, чем в допандемийный период, и она продолжает расти. Причем, как отметил Трач, речь не только о таких традиционно востребованных сотрудниках, как повара, официанты, горничные, но и о менеджерах, агентах, операторах систем бронирования, рекламных агентах, работниках правовых и кадровых служб, инспекторах по безопасности, гидах со знанием иностранного языка, пишет РСТ.
Особенно острая ситуация - с линейным персоналом.
Здесь традиционно была высокая текучесть кадров, связанная с низким уровнем зарплат. Сейчас стало еще сложнее из-за оттока мигрантов в результате падения рубля и начала СВО. Однако, как рассказала директор гостиничного комплекса «Амбассадор-Калуга» Ирина Мельникова, варианты решения этой проблемы есть.
Высшим образованием в сфере туризма в РФ занимаются 243 ВУЗа – они или ориентированы непосредственно на туризм, или готовят специалистов для этой сферы наряду с другими. Это половина всех вузов в России. Ежегодно туристические вузы выпускают 10 тыс. специалистов. Сейчас обучение проходят 48 тыс. студентов. При этом, как говорят представители вузовского сообщества, точное количество необходимых туризму специалистов не определено – это должно сделать Минэкономразвития. В отличие от целевых заказов, например, на инженерные или медицинские кадры, в туризме их не существует. Помимо целевого запроса, как полагают представители вузов, надо систематизировать стандарты образования. Речь идет не об унификации, а об упорядочивании подходов и программ, так как они везде разные. Плюс, как полагают участники встречи, туристической отрасли нужна не только стратегия развития, но и концепция образования. В других отраслях, например, в транспортной, она создана.
Представители вузов также отмечают, что большинство их выпускников «не доходят» до туризма. Причина – в несовпадении ожиданий и реальности, причем, с обеих сторон: выпускники не получают в турбизнесе то, на что рассчитывают, а турбизнес остается без специалистов и в итоге растит их сам.
Впрочем, по словам вице-президента Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО) Вадима Прасова, трансформация высшего образования не решит всех кадровых проблем сферы гостеприимства, гораздо важнее просто профессиональное обучение по самым востребованным линейным профессиям. Одновременно необходимо на государственном уровне пересмотреть отношение к иностранной рабочей силе: без нее справиться с кадровым голодом будет сложно.
Руководитель Псковского отделения РСТ, директор компании «Континент-тур» Светлана Баранова полагает, что линейный персонал надо привлекать дополнительными бонусами, например, льготной ипотекой.
Чаще всего участники сессии говорили о необходимости стыковки нынешней системы образования и бизнеса. В ВУЗах понимают необходимость привлечения к преподаванию практиков туризма и готовы это делать, но ряд бюрократических препон этому препятствуют. Например, практик-ветеран приходит в ВУЗ на штатную работу, он должен иметь или получить кандидатскую степень, но бизнесменам это сделать непросто просто из-за отсутствия времени. А если человек работает в ВУЗе внештатно, по совместительству, то получает такие небольшие деньги, которые вообще обесценивают само занятие, превращая его в благотворительность. Участники встречи полагают, что этот вопрос можно решить за счет финансирования, которое выделяется в рамках нацпроекта.
Руководитель комитета РСТ по агентской деятельности, директор сети агентств «МГП» Сергей Агафонов считает, что образование должно ориентироваться на практику.
По итогам стратегической сессии будет сформулирована резолюция с предложениями по совершенствованию законодательства и мерам поддержки бизнеса. В первую очередь, речь в ней будет идти о необходимости более плотного взаимодействия образовательных учреждений и бизнеса. Подготовить в нужном объеме в довольно короткие сроки кадры для растущего внутреннего туризма можно только вместе, считают участники стратегической сессии РСТ.
Редакция Welcome Times. Читайте также: