Как принципы универсального дизайна меняют гостиничную индустрию
Интервью с Ольгой Небесной, экспертом по доступной среде и универсальному дизайну, руководителем Свердловского регионального общественного движения «Доступная Среда Всем».
– Ольга, какие современные стандарты инклюзивности в гостиничном бизнесе являются наиболее актуальными на 2025 год?
– К сожалению, наш гостиничный бизнес до сих пор считает обустройство номеров для гостей с инвалидностью крайне затратным и почти не востребованным.
Даже в сетевых отелях, где по стандартам такие номера обязательны, мы имеем от силы 2 номера. Это категорически не даёт в полную силу развиваться социальному инклюзивному туризму, спорту, фестивальным и культурным мероприятиям.
Решать эту проблему необходимо на законодательном уровне, исходя из современного понимания доступной среды. Если раньше всё базировалось на концепции «безбарьерной среды» и делалось только для инвалидов, то сейчас мы говорим об универсальном дизайне.
Например, вместо подъёмных платформ теперь устанавливают лифты, вместо пандусов проектируют входы с уровня земли. В отелях ранее рекомендовали стойки регистрации с одной стороны занижать для колясочников, а сейчас проектируют везде заниженные стойки – и это оказалось удобно всем: инвалидам, гостям с невысоким ростом и т.д.
Для гостиничного сервиса универсальность номеров решает проблему их простоя. Обустроенный по принципу универсального дизайна номер будет востребован всегда. В нём могут проживать и обычные гости, так как дополнительное оборудование встроено таким образом, что не вызывает ассоциаций с инвалидностью, а лишь добавляет безопасность и комфорт всем проживающим.
– Какие технологии или практики помогают отелям быть более доступными для людей с ограниченными возможностями?
– Начинать нужно с сайта отеля, где следует разместить международный логотип доступности – обычно это пиктограмма с изображением человека на инвалидной коляске. В каждом разделе, например в описании номерного фонда, важно размещать не только фотографии, но и детальные схемы с размерами: высота кровати, пространство для подъезда коляски, ширина дверных проёмов.
Для санузла необходимо указывать место для параллельной парковки коляски у унитаза, конфигурацию раковины, тип душевой зоны. Важно обозначить расположение кнопок вызова персонала, высоту штанги в шкафах.
Для гостей с проблемами зрения требуется тактильная маркировка номера на двери, звуковое оповещение при ЧС, тактильные мнемосхемы размера А-3 с обозначением объектов отеля. Для людей с проблемами слуха предусматриваются вибробраслеты, предупреждающие о ЧС, а также, как и для гостей с ментальными особенностями, визуальные указатели по всему отелю.
– Как внедрение инклюзивных практик влияет на конкурентоспособность гостиниц?
– Опыт показывает, что отели, внедряющие принципы универсального дизайна, становятся более привлекательными для всех категорий гостей.
Универсальный дизайн – это не только социальная ответственность, но и конкурентное преимущество.
Когда номер одинаково удобен как для гостя с инвалидностью, так и для обычного постояльца, это повышает заполняемость и, соответственно, доходность отеля.
– Какова роль обучения персонала в создании инклюзивной атмосферы?
– Обучение персонала – это ключевой момент.
Сотрудники должны понимать функциональность дополнительных приспособлений и уметь правильно взаимодействовать с разными категориями гостей.
Мы проводим интерактивные тренинги: например, сотрудники с повязками на глазах проходят путь слепого гостя. Обучаем основам жестового языка для общения с глухими гостями, правильной логистике для гостей на колясках, корректному взаимодействию с людьми с ментальными особенностями.
– Есть ли успешные примеры внедрения инклюзивных практик среди российских отелей?
– В Уральском регионе могу отметить несколько отелей.
Cosmos Ekaterinburg Hotel уже 5 лет принимает инклюзивные туристические группы из других регионов.
Novotel Екатеринбург Центр имеет большой опыт работы с детскими группами с ментальными особенностями здоровья.
Сотрудники «Атриум Палас Отель» прошли обучение жестовому языку и успешно общаются с неслышащими гостями.
В Адлере город-отель «Бархатные сезоны» имеет несколько корпусов с обустроенными входными группами, комфортными номерами для гостей с инвалидностью и специально оборудованным участком пляжа.
– Какие нормативные документы регулируют вопросы доступности в гостиничном бизнесе?
– Основным документом для нас является ГОСТ Р 55699-2013 «Доступные средства размещения для туристов с ограниченными физическими возможностями».
Хотя некоторые положения, особенно касающиеся незрячих гостей, уже устарели, но базовые принципы остаются актуальными.
– Какие инновационные технологии могут улучшить доступность гостиничных услуг?
– Уже сейчас активно используются бесконтактные технологии, например при мытье рук, что особенно важно для людей с ограниченной подвижностью.
Перспективным направлением является внедрение бесконтактного открывания дверей во всех зонах отеля.
Потенциал для инноваций огромный – главное, чтобы такая задача была поставлена на уровне руководства отелей и поддержана соответствующими нормативными требованиями.
Беседовала Алена Марченко
Портал WT неоднократно подымал тему инклюзивного туризма:
- Дискуссия об инклюзивном туризме: как найти «золотую середину»
- Екатерина Жимаева: «Гостеприимству для людей с ОВЗ должны обучать вовлеченные люди»
Интересные статьи:
► «Портрет отельера»: Николас Киппер, генеральный директор Fairmont Quasar Istanbul 5*
► Туристам из России могут запретить шенген
► Life Balance Hotel Rosa Springs: уникальная концепция отдыха
Хотите больше актуальной и эксклюзивной информации?
Подписывайтесь на Телеграм канал ►
Подписывайтесь на Телеграм канал ►