
Доктор экономических наук и автор книги «Аутсорсинг и границы фирмы. Как сделать аутсорсинг безопасным и доверять партнерам» - лучшей деловой книги 2023 года Дмитрий Стапран рассказывает о том, как Макдональдс выходил на российский рынок, с какими трудностями он столкнулся и как преодолел их за счет комбинации аутсорсинга и собственных сил.
Как начинался Макдональдс в России
Макдональдс – поистине уникальная компания. Ее очень метко охарактеризовал основатель «Теремка» Михаил Гончаров, возражая, что он сможет заменить Макдональдс:
В своей предыдущей публикации я рассказывал о «пустотах» на рынке.
Напомню, когда на рынке чего-то не хватает, это называют «пустотой», свободной нишей. Например, производитель сыра хочет его продавать по всей стране, но единой сети супермаркетов нет, приходится договариваться с разными сетями или отдельными точками, а то и вовсе открывать свои магазины. Отсутствие сетей магазинов (посредников при продаже товаров), это – «пустота».
В 1990-е в России на месте большинства сервисов, которые сейчас воспринимаются, как само собой разумеющееся, также зияли пустоты. И вот в такой ситуации Макдональдс решил выйти на рынок нашей страны.
В США Макдональдс передает на аутсорсинг большинство своих операций, сосредотачиваясь только на владении землей и ноу-хау по системе быстрого обслуживания клиентов. Помните известный фильм «Основатель» с Майклом Китоном? Основу развития Макдональдс всегда составляла франшиза. То есть Макдональдс не управляет ресторанами быстрого питания в принципе.
В России, однако, в момент выхода компании на рынок, не было ни посредников, на которых она могла бы положиться, ни франчайзинговых партнеров. Традиционные партнеры Макдональдс в Европе отказались выходить на российский рынок ввиду самых разных причин – кто-то не верил в рынок, кто-то просто боялся уровня преступности и нестабильности.
Где же Макдональдс столкнулся с «пустотами»? Да практически везде.
Он бы с удовольствием передал развитие ресторанов франчайзи, но на рынке не было желающих и предпринимателей, способных сделать это. Макдональдс с радостью заказал бы котлеты, кетчуп и горчицу по своим стандартам, но никто даже близко такого в Советском Союзе не производил. Даже картошка была не того стандарта, который потребляет Макдональдс. Она должна быть определенного сорта, размера и качества для обработки на стандартных заводах по производству полуфабрикатов Макдональдс. И даже если бы кто-то все это произвел, то это элементарно было не на чем довезти – не было ни логистических партнеров, ни даже морозильных машин.
Что говорить и о квалифицированных менеджерах по управлению этой сложной технологической компанией, работе с поставщиками и подрядчиками. И это далеко не полный перечень «пустот», с которыми столкнулся Макдональдс.
Как Макдональдс заполнил «пустоты» рынка сам и как вырастил аутсорсинговых партнеров
В самых сложных вопросах ответом Макдональдс стало буквально «лечь на амбразуру» – то есть пойти на одну из самых глубоких вертикальных интеграций в своей истории, чего он не делал ни в одной другой стране мира.
Например, компания построила собственный производственный комплекс в Москве площадью 100 тыс. кв. м. по производству мяса, кетчупа, горчицы и прочих необходимых ингредиентов.
Компания также инвестировала в создание собственных логистических мощностей по перевозке товаров, закупив целый парк импортных грузовых автомобилей.
Чтобы преодолеть кадровый голод Макдональдс направил в Россию 50 иностранных специалистов, а также организовал массовые многомесячные стажировки российских сотрудников в Канаде.
Наконец, он открыл свои собственные рестораны, чего не делает больше почти нигде. Под старейшие из них – на Тверской и на Старом Арбате в Москве, Макдональдс получил помещения от мэрии за символический 1 рубль!
Общий объем инвестиций компании в России составил более 250 миллионов долларов.
Однако далеко не во всем Макдональдс пошел по пути интеграции внутрь компании. В сельском хозяйстве, например, компания целенаправленно стала взращивать себе аутсорсинговых партнеров.
Она импортировала скот из Голландии и картофель из США и предоставила его российским фермерам, она привлекла специалистов из Канады для обучения их современным методам ведения сельского хозяйства. Кроме того, компания финансировала своих поставщиков путем авансирования для того, чтобы те имели достаточный рабочий капитал для приобретения современного оборудования.
Как стратегия Макдональдс вывела его в лидеры российского рынка
Результатом выбранной стратегии стала 80% доля Макдональдс на рынке фастфуда в России к 2008 году.
Со временем компания выросла, вырос и рынок поставщиков, закрылось большинство «пустот». К 2022 году сеть в России насчитывала уже 800 ресторанов с 62 тысячами сотрудников и сотнями поставщиков – аутсорсинговых партнеров.
За 28 лет Макдональдс обслужил 5 миллиардов клиентов. Бизнес был настолько успешен, что даже после продажи его в России головная компания сохранила за собой право выкупить его обратно в течение 15 лет.
Редакция Welcome Times. Читайте также: