
Так считают аналитики сервиса «Т-Касса», и речь идёт об онлайн-покупках билетов на самолёт и туров.
Сергей Скорбенко, практикующий эксперт по продажам в сфере гостиничного бизнеса, автор канала “Успех отеля с Сергеем Скорбенко”, разобрался в ситуации.
По итогам 2024 года общий объем онлайн-платежей российских покупателей увеличился почти на 25%.
При этом продажа авиабилетов по сравнению с 2023 годом снизилась, хоть и незначительно:
- 10% транзакций,
- 7% объём.
А вот туры просели основательно:
- 41% транзакций,
- 35% объём,
- 9% средний чек.
Причин, почему так случилось именно с туризмом, может быть несколько:
- не покупают туры онлайн – значит, должны расти прямые продажи,
- покупают не через Т-кассу,
- предпочитают индивидуальные наземные путешествия.

Основные статьи расходов у туристов – это отели и транспорт.
В декабре Российский союз туриндустрии посчитал стоимость авиабилетов по внутренним направлениям в 2024 году и пришел к выводу, что летать по России стало дороже на 22,5%. При этом авиабилеты за рубеж подорожали всего на 3%.
Ассоциация туроператоров уже констатирует рост стоимости авиабилетов в Сочи на майские праздники: по сравнению с прошлым годом разница в цене превышает 30%, вылеты из Москвы обойдутся дороже на 10-15%. Так самый дешевый билет из Москвы в Сочи и обратно на одного с багажом с 1 по 11 мая будет стоить от 39,2 тыс. рублей, UTair (данные на 15 января).
На фоне подорожания авиаперелетов РСТ фиксирует рост туристических поездок на автомобилях – около 25 млн поездок в 2024 году.
По сравнению с 2023 годом на море в Краснодарский край отправилось на 60% больше автотуристов. Еще и потому, что многие аэропорты южного направления закрыты, а оставшиеся – работают на пределе мощности.
Кстати, Краснодарский край лидирует как направление во внутреннем туризме в 2024 году по данным туроператоров – членов АТОР: 48% всех проданных туров.
На 21,4% вырос средний чек тура по России (большинство туров без перелета) и составил 79 200 руб. на двоих.
По данным Чек Индекс средний чек (включая предоплату) для размещения в отелях на 27% выше уровня 2023 года.
Цены на отели растут из-за увеличения затрат, при этом качество номерного фонда и уровень предоставляемых услуг не меняются. А если кроме цены в гостинице больше ничего не поменялось, за что переплачивать?
Итак, туристы меняют самолёты на поезда и автомобили. Билеты на поезда южного направления раскупаются мгновенно после появления на сайте РЖД, а это, между прочим, за 90 дней до поездки. Для семьи автопутешествие летом обходится в 2 раза дешевле поезда и втрое дешевле самолета (Ассоциации туроператоров России).
А еще личный автомобиль – это возможность останавливаться в разных точках маршрута по своему желанию, свобода передвижения в месте назначения, возможность взять с собой питомца. Чтобы сэкономить, гости уходят в частный сектор. Туроператоры зафиксировали в 2024 году опережающий рост продаж размещения в частном секторе (квартиры, гостевые дома, апартаменты).
Что делать отелям?
- Обосновывать цену. Это нужно гостю, чтобы понимать, за что он платит.
- Оптимизировать затраты, но не в ущерб сервису.
- Создать комфортную и безопасную среду для автотуристов.
- Внедрить гибкие тарифные планы.
- Продумать гибкие условия отмены бронирования или изменения времени заезда.
Несмотря на обещания, что в 2025 году турпоток будет расти вне зависимости от стоимости отдыха, ситуация в конкретном отеле может сильно отличаться от общей радужной картины.
На поведение гостей будут влиять разные факторы – от глобального информационного фона до вирусного ролика в соцсетях. Но в массовом сегменте потребитель всегда ищет, где проще, выгоднее и лучше с точки зрения соотношения цены и качества.
Skorbenko.ru для тех, кто хочет вывести отельный бизнес на новый уровень.
Читайте также:
- Как увеличить количество постоянных гостей в отеле
- «Отель на практике»: бильярд на голове и вода в горах
- Новые требования к средствам размещения в 2025 году