Российский союз туриндустрии (РСТ) провел первую стратегическую сессию «Детский туризм», на которой обсуждались нормативные, регуляторные механизмы, вопросы организации детских и школьных групповых однодневных поездок и экскурсионных выездов, не являющихся туристическим продуктом.
В Ситуационном центре г. Москвы собрались предприниматели, ведущие эксперты отрасли, представители Совет Федерации, Государственная Дума, Минэкономразвития России, Минфин России, Минцифры России, Минобрнауки России, АСИ, Роспотребнадзор России, МВД России. В онлайн-формате к дискуссии присоединились более 120 участников.
Экспертное сообщество обсудило и зафиксировало текущую проблематику сферы детского туризма и выработало возможные пути ее решения. Участники сошлись во мнении о необходимости государственного контроля и надзора, чтобы исключить участие в организации детского туризма некомпетентных организаций, не обеспечивающих требуемый уровень безопасности и качество услуг.
Она отметила, что никакая просветительская деятельность на эту тему не ведется. И нет государственного интернет-ресурса, где была бы собрана вся необходимая информация.
Нормативное регулирование в детском туризме нуждается в доработке и актуализации.
Например, внесение поправок в отраслевой закон, вводящих понятие и определение именно “детского туризма”. Сейчас он объединен с детским отдыхом, и это создает путаницу.
Замглавы комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Наталья Костенко полагает, что нужен законопроект, который бы определял права туроператоров, школ и родителей при организации такого рода поездок.
Глава комитета РСТ по правовым вопросам Георгий Мохов согласен, что надо более четко очертить круг требований к организациям, которые занимаются детским туризмом.
По статистике туроператоров-членов союза, на детские и школьные групповые поездки приходится 87% детских выездов, но правила их организации практически не регламентированы. Учитывая, важность развития детского туризма и необходимость соблюдения высоких стандартов качества при формировании и реализации детского продукта, необходимо внедрение добровольной сертификациии знака качества “Туроператор по детскому туризму”. Это позволит понимать, каким требованиям должен соответствовать туроператор, а для директоров школ и родителей это станет гарантией соответствия туроператора заявленным нормам и требованиям. За основу может быть взят текущий критерий - нахождение туроператора в реестре добровольной сертификации для туроператоров по детскому туризму, держателем которого является РСТ.
Эксперты уверены, что для стимулирования развития детского туризма необходимо двигаться по пути снятия ограничительных барьеров, а также оказания мер поддержки бизнесу. Например, остро стоит вопрос оптимизации и разработки единого стандарта пакета документов, оформляемых на каждый выезд организованной группы детей. По словам руководителя комитета РСТ по автобусным поездкам Марины Лабутиной, сейчас подается около 20 разных документов и списков, которые нужно предоставлять в бумажном и электронном виде, часто эти документы дублируются. В регионах состав этого пакета может варьироваться, что обычно приводит к еще большему увеличению их количества. Для упрощения взаимодействия передача этого пакета может осуществляться онлайн через портал “Госуслуги”.
Кроме того, в дополнительной проработке нуждается нормативное регулирование, например, возможность внесения изменений в постановление Главного государственного санитарного врача РФ №28. Турсообществом предлагается добавить возможность сопровождения организованных детских групп при перевозке железнодорожным транспортом лицом, имеющим удостоверение о прохождении курсов оказания первой помощи. Также было озвучено предложение о внесении изменений в п.14,15 постановления Правительства РФ №1527 и предусмотреть возможность не только исключать из списка участников перевозки, но и вносить новых участников без изменения заявленного количества детей и взрослых в поданном уведомлении.
По мнению экспертов, важно проработать введение льготных тарифов на перевозку детских групп в системе транспортной перевозки - автобусной, железнодорожной, авиаперевозки. На данный момент групповая перевозка детей стоит дороже, чем покупка билета на сайте перевозчика, что влечет за собой повышение стоимости детского туристического продукта и неконкурентоспособности предложений официальных туроператоров.
Одной из мер стимулирования детских путешествий может стать введение целевых показателей для общеобразовательного учреждения по количеству детских поездок как внутри региона, так и на межрегиональные выезды. Также и возобновление проекта “Социальный сертификат, путешествия школьников” или внедрение нового аналогичного проекта, субсидирующего школьные выезды. Согласно опросам, 99,6,% родителей выступают за продление этого проекта. До его старта 58% детей не выезжали за пределы города своего проживания.
Также остро стоит вопрос сбора статистических данных в сфере детского туризма. На сегодняшний день какая-либо система статистики отсутствует, поэтому у экспертов нет полного понимания даже объема этого рынка. Кроме того, наличие статистики способствует пониманию потоков путешествий организованных детских групп и прогнозированию таких смежных мероприятий как обеспечение рабочих мест малого бизнеса, придорожной инфраструктуры, формированию транспортных потоков и т.д. Ее можно разработать на основе существующих систем учета, например, уведомления в ГИБДД, Школьный портал и т.д.
Вопросы информационного сопровождения и создания позитивного образа туроператора. Эксперты полагают, что необходимо ведение просветительской работы и повышения репутации компаний, занимающихся формированием детского турпродукта и формируют программы детских путешествий среди родительского сообщества о работе легальных туроператоров. Это может быть публикация реестров туроператоров на платформах федеральных и региональных органов исполнительной власти, предоставление рекомендаций по проверке юр. лица, предлагающего организацию поездки и т.д.
Кроме того, на стратсессии были озвучены и другие предложения, например, переход от существующей системы закупок в системе детского туризма, нацеленной исключительно на ценовую конкуренцию, к конкурсной системе, в которой побеждают компетенции, а также введение обязательного KPI для школ по количеству детских поездок как внутри региона так и межрегиональные выезды.
По итогам стратсессии подготовлена резолюция, дальнейшей проработкой и реализацией которой, займется Детский комитет по туризму РСТ.
Редакция Welcome Times. Похожие материалы: