Туроператорам приходится самостоятельно решать вопросы по турам.
На прошлой неделе группа компаний Polar tour объявила о своей несостоятельности и сообщила о невозможности выполнения обязанностей по субагентским договорам. После этого сообщения туроператорам приходится самостоятельно решать вопросы по турам.
Сорвутся отпуска более двух тысяч туристов. Главной деятельностью Polar tour было взаимодействие с туристическими операторами по массовым направлениям и работа центра бронирования путевок.
Как отмечают профессионалы туррынка, Polar tour не состоит в официальном реестре Ростуризма и по сути не туроператор. Значит не может выполнить обязательств перед понесшими убытки сторонами, так как не имеет финансовых гарантий. Нет смысла обращаться в страховые компании.
Причиной краха Polar tour стала комиссионная политика крупных туроператоров – сообщил эксперт «Турпром». Сама компания известна с 2000 года, как популярный туроператор по Турции. Туристические агентства работали именно через него. Урон принес кризис 2007-2008 годов, и компания перешла на субагентский бизнес. Ее деятельность заключалась в бронировании туров для агентств с повышенной комиссией. Доход – от комиссионной разницы: большая часть комиссии доставалась агентствам, разница – в карман Polar tour.
Некоторые представители турбизнеса сообщили о том, что прекратили любое взаимодействие с Polar tour еще за две недели до краха компании. Причина – в финансовых нарушениях, допущенных компанией.
На существующей почве активизировались юристы. В частности, в Яндекс.Директ появилась реклама юридической помощи, которая обещает вернуть деньги пострадавшим туристам. Однако, эксперты рынка призывают глубже разбираться в документах. Не всегда можно говорить о том, что деньги туристам на основании банкротства Polar tour возвратятся.
Что касается туристов, то их слово имеет силу и создает проблемы для турагентств в суде. В результате, турист имеет основания говорить об неисполнении агентом условий по оплате. Однако, Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» регламентирует обязанности туроператора об оплате туристического продукта. Но если на счет оператора не поступало денег, то о каких-то издержках с его стороны не может быть и речи.
Турагент как посредник не ответственен за деятельность других представителей рынка, таких как обанкротившийся Polar tour.
Все исходы дела, доступные для туристических компаний сейчас, влекут за собой материальные издержки, а именно:
- повторное внесение средств за тур туроператору или полная выдача туристу средств из личного кармана;
- компромисс в виде частичного исполнения требований, но также отказа в исполнении.
Турагент также может отказать в возмещении средств или полной оплате тура. Но предложить купить новый тур по льготной цене, предоставить «возврат средств» в виде последующих скидок в течение года или нескольких лет.