Владимир Розин: «Мультимедийные технологии повышают вовлеченность туристических объектов на 30%»

Культурные пространства и объекты исторического наследия по всему миру в последние годы все чаще соприкасаются с технологиями.
Музеи не только оцифровывают экспозиции и составляют виртуальные гиды, но и формируют иммерсивные экспозиции — физические объекты сочетаются с голографическими элементами и видеопроекциями. Памятники и городские достопримечательности «оживают» благодаря 3D-мэппингу и световым шоу. Модернизацию музеев поддерживает и федеральная программа «Цифровая культура».
Как новые технологии влияют на посетителя музеев и культурных центров? Действительно ли они помогают привлекать турпоток и повышать вовлеченность? Не станет ли «цифра» угрозой духу исторических мест?
Эти и другие вопросы мы обсудили с Владимиром Розиным, генеральным директором IT группы ОТКРЫТИЕ, российского мультимедийного интегратора.
— Как мультимедийные технологии изменили восприятие культурных объектов за последние 5–10 лет? Какие ключевые тренды вы считаете наиболее важными?
— Благодаря мультимедийным технологиям, культурные пространства и объекты стали понятнее и интереснее посетителям — это главное изменение.
Технологии стали использоваться с несколькими целями: информационной, познавательной и развлекательной. Мультимедийные столы и стенды, а также дополненная реальность упростили навигацию в культурных пространствах.
Проекции позволили динамично рассказывать об экспозиции — например, через фильмы, которые проигрываются на стене в музейном зале.
Виртуальная реальность добавила развлекательный элемент — например, позволила проводить квесты. Все это в совокупности создает у посетителей новые впечатления от культурных объектов, формирует особый опыт и повышает привлекательность музея или другого пространства и у детей, и у взрослых.
Самый важный тренд, на мой взгляд, — это интерактивность.
Именно она меняет отношение посетителей, особенно молодежи и детей, к музеям. Интерактивные мультимедийные технологии делают возможным взаимодействие с культурными объектами.
Если мы возьмем традиционный музей — хоть со скульптурами, хоть с картинами, хоть со старыми интерьерами, то посетитель в нем может только смотреть на объекты, читать информацию на табличках или получать ее от гида. А еще, конечно, надо аккуратно ходить между объектами, ничего ненароком не тронуть — чтобы не навредить.
Интерактивные технологии все изменили: посетитель может зайти в зал, оказаться среди физических декораций исторической сцены — с которыми можно взаимодействовать — и на 3D-проекции увидеть, как она разворачивается. Благодаря интерактивным технологиям посетитель чувствует себя менее скованным в культурном пространстве и может дать волю своей любознательности.
— Можете привести примеры проектов, где технологии принципиально изменили интерес к музею или историческому месту? Как это увеличивает вовлеченность туристов?
— Эффективность мультимедийных технологий с точки зрения вовлечения посетителей мы видим и в собственных проектах. Например, в музее-диораме города Воронежа, над которым работала наша команда, где за первые полгода число посетителей увеличилось на 30%.
А в городе Усмань Липецкой области наша команда работала над новым обликом памятника физику Николаю Басову: он установлен на Аллее Басова. Благодаря мэппингу (3D-проекции) он «оживает», начинает «говорить» с людьми вокруг, показывает эмоции.
Памятник не только стал одной из главных достопримечательностей Аллеи, но и вошел в топ самых ярких мультимедийных памятников мира по версии блога Mysterious Trip в 2022 году.
Такие рейтинги помогают путешественникам составлять маршруты культурно-познавательного туризма.
— В каких случаях цифровизация может навредить аутентичности культурного объекта?
— Цифровизация становится проблемой, когда она затмевает культурный объект — не раскрывает его лучше, а выходит на первый план. Самые высокие риски возникают с «классическими» музеями.
Цифровые технологии можно добавлять точечно — интерактивная навигация, чтобы упростить перемещение по залам и выбирать для себя наиболее интересные локации, проекция фильма-реконструкци, QR-коды рядом с объектами, чтобы посетитель мог получить в смартфоне больше информации. И в таком случае они гармонично впишутся в культурный объект.
Технологии — это точка входа, вспомогательный инструмент. Они цепляют внимание посетителя, проводят его «внутрь» культурного объекта, пространства, события и создают почву для дальнейшего знакомства с ним. Если так произошло, то технология использована правильно.
— Как вы находите баланс между технологиями и сохранением исторической атмосферы?
— При разработке мультимедийных решений для музеев и других культурных объектов мы фокусируемся на том, как через технологии мы можем подать экспозицию или объект, сделать его интереснее и понятнее для посетителя.
Например, в музее-диораме Воронежа центральным элементом экспозиции стал объемный макет довоенного города. Технологии помогли нам сделать так, чтобы посетитель сам «запустил» историю.
С помощью специального виртуального «фонарика» он может подсветить отдельный участок на макете и увидеть ее в том виде, в каком она была к моменту освобождения города в 1943 году.
И для взрослого, и для ребенка такой опыт намного интереснее, чем просто сравнивать, например, два разных макета или две карты — с Воронежем довоенным и во время войны, когда были разрушены более 90% зданий.
— Какие технологии, на ваш взгляд, станут главными драйверами в сфере культурного туризма в ближайшие 3–5 лет?
— Чтобы культурный туризм развивался, важно больше рассказывать путешественникам о достопримечательностях и культурных объектах, делать проще и интереснее знакомство с ними, предлагать туристам новый, уникальный опыт.
Поэтому нельзя выделить какую-то одну-две технологии, которые будут стимулировать культурный туризм. Все мультимедийные инструменты — в первую очередь, интерактивные, сыграют в этом значимую роль.
Продолжит развиваться видеомэппинг, у которого широкий спектр возможностей.
— Есть ли риск, что технологии «перетянут» внимание на себя, а не на культурный контент? Как этого избежать?
— Чтобы избежать избежать «перегруза» технологиями и сохранить дух исторических мест, важно помнить, что технологии не самостоятельны и не могут заменить культурный объект по своей ценности для посетителя.
Например, с помощью проекции можно показать изначальный вид стен исторического здания и древние фрески, которые давно утрачены. При этом не повреждать стены физически.
Но прочувствовать красоту фресок и понять их значимость в реальном историческом здании, которому несколько столетий, легче, чем в виртуальном.
Технологии становятся важной частью музеев, они оживляют культурные объекты — как памятники. Но они не заменяют культурный контент.
Интересные статьи:
► Ренессанс ресторанов при отелях — как привлекать гостей
► ТОП-5 фильмов об отелях: чему может научиться отельер
► 10 лучших сервисов для автоматизации посуточной аренды недвижимости
Хотите больше актуальной и эксклюзивной информации?
Подписывайтесь на Телеграм канал ►
Подписывайтесь на Телеграм канал ►