“Мы, как и остальные рестораторы, надеялись на увеличение выручки в декабре, но новые ограничения этого не позволят”: кризис общепита
По состоянию на 10 ноября 2020 года количество зараженных COVID-19 в столице превысило 400 тысяч человек. Только за последние сутки почти у 6 тысяч москвичей было диагностировано данное заболевание. В связи с этим власти Москвы ужесточили ограничительные меры: с 13 ноября все заведения общепита могут обслуживать клиентов только до 23:00. Безусловно, это вынужденная мера, значительно влияющая на ресторанный бизнес, который только начал восстанавливаться после первой волны ограничений.
Так, с апреля по некоторым оценкам в РФ закрылось около 20% кафе и ресторанов. Конечно сервисы доставки и работу «навынос» крупные игроки наладили еще во время весеннего локдауна. Однако, если до конца года будут введены новые ограничения, то большинство столичных заведений общепита из сегмента малого и среднего бизнеса не смогут пережить очередной кризис.
Потеря выручки ресторанов уже сейчас составляет, по нашим оценкам, не менее 20-30% к уровню прошлого года, и в дальнейшем этот показатель еще больше увеличится в связи с введением запрета на работу ресторанов после 23:00. Фактически, мы минимум за полчаса до закрытия должны просить гостей оплатить счет для того, чтобы вовремя закрыть ресторан. Обязательная проверка у посетителей температуры, масочный режим, контроль соблюдения дистанции, а теперь и завершение работы заведения ровно за час до полуночи влияет на общую атмосферу уюта и гостеприимства в заведениях – привычное ожидание гостей при посещении ресторана.
Если раньше рестораны шли навстречу гостям и работали до последнего клиента, понимая важность сохранения и повышения лояльности, то теперь мы будем лишены такой возможности. Да, временно, но накануне приближающихся новогодних мероприятий, это будет особенно ощутимо. К тому же, ужесточение мер говорит о том, что эпидемиологическая обстановка ухудшается, и многие москвичи будут опасаться посещать людные места даже в дневное время. Также на трафике посетителей сказывается и переход студентов и офисных работников на «удаленку». Да и система чек-ина, рекомендованная ресторанам, может отпугнуть гостей. Многие москвичи еще не понимают, как она работает. Ну или просто не готовы делиться своими персональными данным.
Мы, как и остальные рестораторы, надеялись на увеличение трафика и выручки в декабре в преддверии новогодних праздников, однако новые ограничения этого не позволят.