Кто управляет инновациями в ресторанной индустрии: мнение лидеров отрасли
Консалтинговая компания Welcomepro совместно со Школой экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета провела уникальное исследование о том, как российские рестораторы внедряют инновации и относятся к трендам отрасли.
Исследование основано на глубинных интервью с владельцами и топ-менеджерами ведущих ресторанных компаний страны.
В выборку вошли 40 респондентов, в том числе основатели и управленцы брендов «Следуй За Кроликами», Bourgeois Bohemians (BOBO), Italy&Co, «Супра», «Кофемания» и другие.
Опрос был проведен среди пар «собственник — топ-менеджер», что позволило глубже понять различия в восприятии инноваций на разных уровнях управления.
Собственники VS топ-менеджеры
Согласно исследованию, ключевыми драйверами инноваций в ресторанной индустрии остаются собственники бизнеса (90%), за ними следуют топ-менеджеры (68%).
При этом клиенты и сотрудники играют второстепенную роль, а наименьшее влияние на инновационные процессы оказывают руководители финансовых направлений и ИТ-сектор.
Собственники ожидают большей инициативы от топ-менеджеров, однако исследование выявило несогласованность в их взаимодействии. Так, две трети собственников уверены, что работа с трендами лежит на плечах топ-менеджмента и только 25% управленцев считают это своей прямой обязанностью.
В отношении инноваций мнения тоже разделились: собственники рассматривают их через призму новых бизнес-возможностей и конкурентных преимуществ, топ-менеджеры чаще фокусируются на их применении для повышения операционной эффективности.
Разногласия в трактовке инноваций наблюдаются в 78% компаний, что говорит о недостаточной коммуникации между уровнями управления.
Лидеры — о лидерстве: зачем рестораторам инновации?
80% рестораторов ищут инновации для повышения эффективности бизнеса, основные направления инноваций включают автоматизацию, анализ больших данных и применение искусственного интеллекта.
При этом опрос показал, что их более глубокая стратегическая цель — сохранение лидерства на рынке.
Как отмечает Илья Сухих, основатель сети «Супра»:
Ставка на «китайский метод»: как ищут инновации?

Исследование выявило два основных подхода к поиску идей.
Первый — так называемый «китайский метод», предполагающий наблюдение за лидерами рынка, копирование практик и их доработку. По такому пути идут 58% респондентов.
Второй — системный подход, включающий многоступенчатую работу внутри команды с анализом трендов.
Внедрение инноваций также идет разными путями.
Самый распространенный — гибкие команды, прототипирование и быстрое тестирование (40% компаний), причем собственники предпочитают этот подход в два раза чаще топ-менеджеров. Вторым по популярности стал метод управления «сверху вниз», когда идеи внедряются директивно (38%).
Различия в подходах ресторанных компаний к работе с новыми идеями обусловлены ролью и вовлеченностью собственника, а также степенью централизации инновационных процессов.
Аналитики выделили три типа компаний:

- централизованный — идеи полностью инициирует и контролирует собственник (30% компаний);
- децентрализованный — команды активно участвуют в генерации и отборе идей, а арбитром выступает топ-менеджер (55%);
- гибридный — совмещение инициатив собственника и коллективной работы (15%).
Исследование показало, что компании второго типа оказались наиболее устойчивыми и гибкими. Они лучше балансируют между стратегическим контролем собственников и профессиональной экспертизой команды.
ИИ и другие тренды ресторанного рынка
Авторы изучили отношение участников примерно к 20 трендам, которые будут влиять на отрасль. По каждому из них подготовлена статистика, отражающая уровень доверия респондентов, их ожидания и планы. Например, 88% верят в рост спроса на персонализированные предложения, 55% — в тренд урбанизации, 63% — в рост аудитории «серебряного поколения» (60+), 40% — в усиление социального расслоения.

По мнению рестораторов, ИИ — один из ключевых трендов будущего: он поможет автоматизировать закупки (так считают 95% участников исследования), персонализировать сервис и анализировать клиентские данные (85%), оптимизировать цены и прогнозировать спрос (70%), создавать креатив (65%).
Подходы к внедрению ИИ в ресторанном бизнесе разделились на четыре группы.
Одни компании уже активно используют его для автоматизации и прогнозирования. Другие экспериментируют, тестируя персонализацию, видеомониторинг и контентные решения. Третьи изучают возможности и опыт коллег. Четвертые применяют точечно — в аналитике продаж и автоматизации заказов. Главный вызов — нехватка готовых решений.
Рестораторы активно следят за трендами и готовы адаптироваться к изменениям. Ключевыми направлениями остаются автоматизация, персонализация и развитие новых форматов обслуживания.
Игорь Зернов, основатель группы «Следуй за кроликами», считает, что технологии — это не просто модный тренд, а необходимость:
Сергей Ицков отмечает, что главная ценность исследования — это практический анализ того, как лидеры индустрии находят и внедряют инновации.
По его словам, один из ключевых инсайтов исследования — разнообразие управленческих моделей среди лидеров:
Интересные статьи:
► «Портрет отельера»: Оксана Масюкова, генеральный менеджер отеля Арарат Парк Хаятт Москва
► Гастрономические тренды 2025: грузинский взгляд на сезонность, постные блюда и динамику цен
► Без вида на ВДНХ: кейс отеля, который заработал на выставке «Россия»
Хотите больше актуальной и эксклюзивной информации?
Подписывайтесь на Телеграм канал ►
Подписывайтесь на Телеграм канал ►