bnovo.ru

Александра Афанасьева: «Чтобы детский туризм развивался, нужен комплексный подход»

Июнь 10, 2024
Эксклюзив WT
Александра Афанасьева

Почему понятие «Детский туризм» должно быть признано на законодательном уровне, для чего экскурсовод должен быть еще и педагогом и как мягкие навыки помогают при работе с детскими группами, рассказывает доцент Российского государственного университета туризма и сервиса (РГУТиС), эксперт в сфере экскурсоведения и подготовки экскурсоводов, автор программ переподготовки и повышения квалификации в сфере инновационной педагогики и краеведения, туризма и гостеприимства Александра Афанасьева.


— Существует ли сейчас на законодательном уровне такое понятие как «детский туризм»? Отрегулирован ли нормативно этот вид туризма?

— Детский туризм – это сложный, комплексный феномен, который охватывает разные сферы деятельности, в том числе и экскурсионную практику. Организация отдыха и досуга детей – это один из самых ответственных вопросов, связанный в первую очередь с соблюдением норм безопасности. Поэтому и на государственном уровне ему уделяется большое внимание.

Аспекты организации детского отдыха и туризма, конечно же, отражены в законе РФ, серии нормативно-правовых актов и государственных стандартов, регулирующих качество услуг, включаемых в организацию детского туризма. Наиболее сложным в этом вопросе является регулирование сферы детских экскурсионных услуг.

В законодательном порядке на сегодня нет понятия «детская экскурсия», «детский экскурсионный продукт», «детский экскурсовод». Но при этом стремительное развитие сферы детской экскурсионной индустрии в России конечно, требует от государства и учреждений подготовки кадров включения этих понятий в свое поле зрения.


— Какими качествами должен обладать экскурсовод, чтобы работать с детьми? Какие основные сложности работы с детскими группами для экскурсоводов?

— Требования к детскому экскурсоводу несколько шире, чем те, которые обозначены в профессиональном стандарте «Экскурсовод», и те, которые необходимы обычному экскурсоводу в профессиональной деятельности. В работе экскурсовода базисное значение имеет профессиональное мастерство – это совокупность навыков и умений, личностных характеристик и профессиональных знаний, необходимых для эффективного проведения экскурсий и коммуникации с юными экскурсантами, для формирования детского экскурсионного впечатления.

Для экскурсовода, работающего с детьми важны мягкие навыки – коммуникабельность, гибкость, умения экспериментировать с форматами и подходами экскурсионной работы, стремление развиваться и меняться в соответствии с изменениями запросов детской экскурсионной аудитории.

Детский экскурсовод учится всю жизнь, это инновационная и креативная профессия. Отмечу, что креативность в этом вопросе – одно из важнейших качеств. Ведь речь идет не только о генерации интересных идей и продуктов, но и о коммуникации – а это самое сложное. Ведь дети разные, и то, что срабатывает с одной группой, не будет эффективно с другой.

Ключевым отличием детского экскурсовода от коллег, работающих с другими группами экскурсантов, является то, они должны быть еще и педагогами. Ведь основная цель экскурсии – это обучение и развитие, а для этого важно владеть еще и педагогическим мастерством. И конечно, среди свойств личности детского экскурсовода важны выдержка, дружелюбие, и самое главное – любовь к детям.


— Как сейчас готовят детских экскурсоводов? Существуют ли программы в вузах?

— К сожалению, профессия в вузах в целом сегодня не пользуется популярностью, а экскурсионная подготовка, как правило, ведется по направлению «Сервис и Туризм». Есть отдельные клубы детских экскурсоводов, разовые и непродолжительные мероприятия по обучению экскурсоводов, работающих с детьми. Поэтому в 2024 году в рамках длительности Федерального ресурсного центра подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства РГУТиС была запущена масштабная программа повышения квалификации «Разработка и организация экскурсионных продуктов для детской аудитории».

Программа продолжалась пять недель, и охватывала пул ключевых для отрасли вопросов: навыки, необходимые детскому экскурсоводу, характеристики успешных современных детских экскурсионных продуктов и разные их типы, форматы продвижения экскурсий для детей, особенности детской аудитории как экскурсионной, ее структура и особенности, приемы взаимодействия с детьми на разных типах экскурсии, способы привлечения и удержания внимания, техники работы с трудными экскурсантами в детских группах.

По итогам завершения программы вырисовывается необходимость проектирования курса переподготовки для обучения экскурсоводов, работающих с детьми. Конечно, важной задачей сегодня является выделение детского экскурсовода в отдельную категорию на законодательном уровне, что в свою очередь позволит сформировать необходимые инструменты для базовой подготовки и обучения экскурсоводов, работающих с детскими экскурсионными группами.


Редакция Welcome Times. Читайте также:

Больше интервью и эксклюзивных мнений >

Материал уже оценили 2 гостя на:
5
5
Другие оценили статью на 5* из 5. А ваше мнение?