bnovo.ru

В России заработал режим блокировки продаж просроченных товаров. Как это работает?

Май 29, 2024
Колонка эксперта
Режим блокировки продаж просроченных товаров

В России начал действовать режим блокировки продаж просроченных и нелегальных товаров.

В чем его специфика — разбиралась ведущий эксперт по аутсорсингу персонала «ВКР» Елена Корецкая.

С 1 апреля механизм блокировки введен для табака, разливного пива и слабоалкогольных напитков, наливаемых из кегов. С 1 мая — для просроченной и нелегальной молочной продукции и бутилированной воды. На 7 мая сообщалось, что изменения коснулись более 50 точек. Например, система заработала в торговой сети «Лента», и как публично заявила компания, не повлияла на скорость операций на кассах и обслуживания покупателей.

Постановление о введении этого механизма подписал премьер-министр РФ осенью 2023 года. По решению правительства разрешительный режим поэтапно внедряется в 13 группах товаров, подлежащих маркировке (табак, пиво, молочная продукция, вода, антисептики, БАДы, обувь, фотоаппараты, шины, одежда, духи, безалкогольные напитки и медицинские изделия).

Ранее разработчики кассового программного обеспечения сообщали, что решения для блокировки просроченных и нелегальных товаров на кассах при помощи системы маркировки полностью готовы. Об этом заявили АТОЛ, «Эвотор», «ЦОР», «Дримкас», «Тензор», «СКБ Контур», «1С», «Кристалл Сервис», Artix и другие.


Позиция государства

Как пояснил заместитель генерального директора ЦРПТ (оператор государственной системы маркировки «Честный знак») Реваз Юсупов, механизм блокировки продаж создан для защиты потребителей от покупки продукции с нарушениями. При сканировании маркировки товара кассовая программа магазина запрашивает информацию о продукте у системы «Честный знак». Если обнаружится, что срок годности товара истек, продажа его запрещена контролирующими органами, или маркировочный код товара уже использовался ранее, касса получит уведомление о невозможности продажи, и товар не будет отпущен покупателю.

По его словам, помимо пользы для потребителей, разрешительный режим — это новый инструмент контроля в условиях моратория на проверки для государства. Если касса магазина не подает данные в формате разрешительного режима или «Честный знак» фиксирует отклонения, то это повод для Роспотребнадзора обратить внимание на этого продавца, отметил Юсупов.


Что считается «просрочкой» по новым правилам?

Продажа просроченной продукции и товаров с нарушенной маркировкой всегда была запрещена, но ранее магазины должны были самостоятельно контролировать сроки годности и соответствие маркировки. Теперь в этом им помогут кассовые системы.

Когда товар будет сканироваться на кассе, смарт-терминал запросит у системы «Честный знак» информацию о наличии возможных нарушений.

К нарушениям относятся следующие ситуации:

  • срок годности товара истек;
  • информация о маркировке товара отсутствует в базе «ЧЗ»;
  • товар был ранее выведен из оборота — продан или списан;
  • продажа товара заблокирована надзорным органом;
  • товар еще не был введен в систему маркировки (что обычно делает производитель);
  • товар продается по цене ниже минимальной или выше максимальной розничной цены, что актуально для табачных изделий;
  • код маркировки на товаре не соответствует установленным законом требованиям.

О готовности к запуску механизма блокировки просроченных и нелегальных товаров на кассе при помощи системы маркировки заявили розничные сети. Как сообщили в ЦРПТ, розница начала работать с разрешительным режимом еще до старта. Об этом сообщали в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ, объединяет крупнейших российских ретейлеров), X5 Group (включает сети «Пятерочка», «Перекресток», «Чижик»), «Ленте» и «Магните».


Взгляд со стороны бизнеса

Введение усиленного контроля со стороны государства за продажей товаров в России может иметь различные последствия для бизнеса, который, в свою очередь, не может в ответ ничего возразить.

Ниже приведены лишь некоторые потенциальные риски, с которыми они сталкиваются или могут столкнуться:

  • Увеличение административных издержек: ужесточение требований к маркировке товаров и контролю за их продажей потребует от бизнесов внедрения новых систем и процедур, что приводит к повышению операционных расходов. Например, придется обновить программное обеспечение касс, обучить персонал, адаптировать логистические и складские процессы.
  • Риск штрафов и административной ответственности: ошибки в маркировке или продаже запрещенных товаров могут привести к наложению штрафов или другим санкциям со стороны государственных органов, что негативно скажется на финансовом состоянии компании.
  • Замедление бизнес-процессов: введение дополнительных проверок и требований к документации может привести к увеличению времени на обработку и выдачу товаров, что уменьшит эффективность операций и может вызвать недовольство клиентов.
  • Потеря конкурентоспособности: строгий контроль за ценообразованием и продажами может ограничить гибкость бизнеса в принятии оперативных решений, что уменьшит его способность быстро адаптироваться к изменениям рынка и потребностям потребителей.
  • Влияние на инновации: подобное государственное регулирование может сдерживать другие инновационные решения компаний, поскольку внедрение новых продуктов или бизнес-моделей будет требовать дополнительного согласования с нормативными требованиями.
  • Репутационные и юридические риски: несоблюдение новых правил может привести не только к штрафам, но и к ухудшению репутации компании среди потребителей и партнеров. А постоянно изменяющиеся законодательные рамки потребуют внимательности в юридической плоскости, чтобы не допустить правовых ошибок и судебных исков.

Таким образом, бизнес адаптируется под обновления в законе: теперь выполнять требования регулятора по исполнению решений о приостановлении реализации партий некоторых товаров с максимальной эффективностью и оперативностью. А для минимизации этих рисков компаниям важно не только строго соблюдать эти требования, но и стараться активно участвовать в обсуждении изменений законодательства, чтобы вносить предложения, способствующие развитию предпринимательской среды.


Редакция Welcome Times. Читайте также:

Больше актуальных новостей >

Материал уже оценили 3 гостя на:
5
5
Другие оценили статью на 5* из 5. А ваше мнение?