Прошло уже больше месяца после того, как Booking.com объявил о приостановке работы в России. О том, какие тренды сложились за это время и как распределился спрос на рынке, рассказал Александр Галочкин, основатель и СЕО TravelLine.
- Как изменился спрос на брони сейчас? Туристы больше отдают предпочтение броням на сайтах отелей или ОТА?
Если посмотреть развесовку, сейчас 67% всех броней идут напрямую через сайты отелей, 28% — онлайн-дистрибуция через ОТА, 5% — метапоисковик Яндекс.Путешествия. Это данные TravelLine за последние 7 дней.
Мы видим почти трехкратный рост прямых продаж. В моменте — 67%, при этом до 24 февраля эта доля составляла 24%. Я бы отметил два момента, которые способствуют росту прямых продаж:
- Спокойствие клиента. Когда гость бронирует напрямую, он чувствует себя более защищенным, ему проще будет получить возврат в случае отмены. Он работает с конечным поставщиком, что в условия турбулентности вполне логично. Похожую ситуацию мы видели в условиях ковидного кризиса два года назад.
- Акция с кешбэком от Ростуризма и «Мира». Она стартовала 15 марта. Акция всегда подбрасывает спрос на прямые брони, потому что кешбэк 20% от государства при бронировании на официальном сайте отеля является мощнейшим мотиватором.
С каждым этапом акция набирает все больше оборотов: сейчас мы видим почти четырехкратный рост бронирований по сравнению с прошлым годом.
На графике сравнили третий этап акции, который был в 2021 году, и пятый этап: он еще продолжается
Когда уходит огромный объект гравитации как Booking.com, происходит эффект заполнения образовавшейся пустоты. Здесь выстреливают те ОТА, которые были максимально готовы к быстрому старту:
-
ostrovok.ru.
-
Яндекс.Путешествия.
-
Alean.ru.
-
bronevik.com
-
Acase.ru
Расширенный список можно посмотреть в дашборде TravelLine на нашем портале travelline.ru. Графики обновляем каждый день на основе наших данных.
На фоне стартовавшего кешбэка 15 марта очень сильные позиции получили старички рынка, которые активно участвуют в акции, — «Островок» и Alean.ru. При этом, если рассматривать более долгосрочную перспективу развития онлайн-дистрибуции, я по-прежнему делаю ставку на компании, которые сейчас имеют доступ к бесплатному трафику — в первую очередь это Яндекс Путешествия. Хорошая технологическая готовность есть у «Броневика», «Академсервиса», «Островка» и других. Сейчас все они имеют возможность занять значимую роль на рынке онлайн-дистрибуции России.
- Велик ли шанс, что российские сервисы смогут «приучить» к себе клиента и существенно нарастить долю рынка, даже после того как Booking.com вернется?
Мы не можем сейчас прогнозировать, как быстро вернутся Booking.com и Airbnb. Поэтому фаза привыкания отельера и гостя к новой реальности пока неопределенная. Совершенно точно, что Booking.com, приостанавливая работу в России и оставляя рынок в одной ситуации, при возвращении увидит совершенно иное положение дел. Природа не терпит пустоты. Эту нишу уже активно занимают другие игроки. Соответственно, возвращение на российский рынок будет сопряжено с определенными усилиями, новыми маркетинговыми бюджетами, какими-то активными программами.
В чем я точно не сомневаюсь, так это в том, что если Booking.com решит вернуться на российский рынок, он это сделает. Возможно, у него не получится занять такую же доминирующую нишу, но то, что он станет мощным, весомым игроком — в этом сомневаться не приходится. На их стороне — продукт, компетенции, лояльность гостя.
- Как считаете, уход Booking.com приведет к росту комиссии для отельеров на других онлайн-платформах?
На мой взгляд, есть обратный тренд: разумные ОТА понимают, что в условиях освободившейся ниши после Booking.com, нужно быстро захватывать рынок онлайн-дистрибуции и предлагают более низкие тарифы. Например, Яндекс.Путешествия или 101Hotels.com. Это те партнеры, с которыми мы общались на тему дисконтных тарифов на период кризиса.
По остальным ОТА, когда начинаешь погружаться в детали, выясняются разные нюансы. Например, на bronevik.com более высокая комиссия на B2B-канале, а для B2С-сегмента комиссия существенно ниже. Не нужно все смешивать в кучу, нужно смотреть спокойно, предметно. Какого-то спекулятивного повышения комиссии со стороны рынка ОТА мы не видим. Рады видеть совсем противоположные примеры, когда ОТА снижают комиссию и поддерживают нашу индустрию в условиях непростого времени.
- Возможны ли изменения в работе менеджера каналов?
Конечно, нам придется менеджер каналов просто пересобирать по-другому: вместо игроков, которые ушли с территории РФ, я уверен, будут подключаться какие-то другие проекты. Предполагаю, что появятся новые лица.
Мы на своем уровне постараемся максимально быстро настроить интеграции с новыми каналами. В этом и состоит наша работа в столь нестабильное время для гостиничной индустрии.