Внедрение механизма компенсаций пассажиров в случаях перепродаж авиабилетов обсуждается в России давно, однако до конкретных законодательных шагов пока не дошло.
Вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Дмитрий Горин полагает, что пришло время решить этот вопрос, так как легализация овербукинга – в интересах потребителей, пишет РСТ.
По его словам, принятие таких правил в интересах российских потребителей: во многих странах пассажир, столкнувшийся с перепродажей авиабилетов, получает компенсацию от 400 до 800 евро плюс ему предоставляется гостиница на время ожидания следующего рейса.
Овербукинг, или перебронирование – метод управления доходами авиакомпании.
Он подразумевает продажу перевозчиком больше билетов на самолет, чем он может вместить, чтобы застраховать себя на случай неявки пассажиров. Страховка вполне оправданная: по международной статистике, в среднем на рейс не является до 10-15% пассажиров, при этом у самих пассажиров риск попасть под овербукинг оценивается в 1%. Без сверхлимитных продаж авиакомпании терпели бы убытки, отправляя незаполненные самолеты. Выигрывает и потребитель: за счет избыточных продаж снижаются цены на билеты.
По словам Горина, в РФ овербукинг законодательно не закреплен, хотя эта практика используется российскими перевозчиками не менее активно, чем зарубежными. Председатель Общероссийского объединения пассажиров (ООП) Илья Зотов согласен, что пришло время обсудить вопрос компенсации пассажирам, а это возможно лишь после легализации овербукинга.
По его словам, одновременно необходимо определить категории граждан, которым ни при каких условиях не может быть отказано в перелете из-за овербукинга. Это должно касаться, в первую очередь, людей с ограниченными возможностями, беременных женщин, а также семей и детских групп, которые нельзя разбивать.
Тема легализации овербукинга обсуждается давно. В 2015 году Минтранс предложил соответствующий законопроект, но в итоге отказался от этой инициативы, а документ оказался сведен к ответственности авиакомпаний за овербукинг и штрафам за его применение. Правительство проект не поддержало и предложило решить проблему через внесение в Воздушный кодекс поправок, которые предусматривали компенсации пассажирам при изменении условий договора по инициативе перевозчика.
В сентябре 2023 года гендиректор «Аэрофлота» Сергей Александровский заявил журналистам, что перевозчик совместно с Минтрансом РФ работает над проектами нормативных актов по введению овербукинга, который позволит всем авиакомпаниям выйти из серой зоны и защитит права пассажиров.
15 января Западно-Сибирская транспортная прокуратура сообщила, что авиакомпания S7 оштрафована на 30 тыс. рублей за отказ в перевозке пассажирам в аэропорту Новосибирска из-за овербукинга.
Редакция Welcome Times. Похожие материалы: