bnovo.ru

Mitt-2023: консолидация усилий

Март 17, 2023

Международная туристическая выставка MITT, проходящая в Москве 29 раз, в очередной раз стала коммуникационной площадкой для профессионалов сферы гостеприимства. Свои новые туристические направления и популярные маршруты на выставке представили 18 стран и 57 регионов России. 


Страна возможностей

Открытие выставки началось с приветственного слова вице-премьера Дмитрия Чернышенко, который отметил колоссальный потенциал страны и уникальные преимущества каждого региона . Отметив, что за 2022 год число граждан, воспользовавшихся коллективными средствами размещения, выросло на 8% , он спрогнозировал увеличение этого показателя до 65 млн человек. Каждый из выступавших следом представителей регионов так или иначе подтверждал слова заместителя председателя правительства РФ, рассказывая либо о том, какая доля туристов из числа озвученных приходится на их субъект, либо в красках расписывая достоинства своего края. Рекордсменами по росту турпотока оказались республики Кавказа и, в первую очередь, Дагестан. Все больше туристов устремляется в Москву. Не иссякают желающие посетить нашу северную столицу - турпоток туда в прошлом году составил ни много ни мало 8 млн. Все более востребованными у туристов становятся Алтай и Дальневосточный регион. 

 

Приглашающие стремились подчеркнуть, что развивают различные виды туризма и утверждали, что каждый найдет вид отдыха для себя. Хакасия приглашала ознакомиться ближе с наскальными рисунками, шаманизмом и солеными озерами. А Севастополь подготовил в этом году интереснейшую патриотическую программу для юных туристов. Посетить стенд на выставке, и открыть страну в реальности призывали и участники выставки из-за рубежа - в частности.руководители делегаций Шри-Ланки и Ирана, выступившие на церемонии открытия .


Тренды и решения

Предметный разговор между профессионалами туристической отрасли состоялся на пленарной сессии. Так, модератор сессии исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе рассказала, что российские туристы в 2023 году стали больше тратить на турпоездки и по России, и за рубеж. Но произошло это, в первую очередь, потому что случилось повышение цен на отдых во всех сегмента – от 5 до 15%, в некоторых случаях до 30%, что автоматически привело к увеличению среднего чека и расходов потребителей. Причем на рост цен повлияла и транспортная составляющая.

Один из трендов, отмечаемых в течение последнего года многими экспертами, – сокращение глубины продаж, хотя и не во всех сегментах: в бюджетном и среднем ценовом сегменте она сократилась, а в премиальном осталась на хорошем уровне.

"Это парадоксальная картина, которая подчеркивает разрыв между разными категориями туристов и говорит о разной модели поведения в зависимости от их доходов и возможности реализовать свои планы на отдых", — подчеркнула Майя Ломидзе.

Как стабильная была отмечена тенденция роста популярности отдыха семей с детьми – на них приходится до 50% спроса. А вот текущая неопределенность является фактором, который влияет и на поведение туристов, и на все процессы в отрасли, и, как следствие, не позволяет делать какое-то стратегическое планирование в отрасли. Впрочем, подчеркнула исполнительный директор АТОР, “...наш рынок за последние три года проявил чудеса маневренности адаптивности и эти факторы неопределенности не стали шоком".

 

Заслуживает внимания и тот факт, что российские туристы в 2022 году стали чаще обращаться к туроператорам для организации путешествий и по России, и за рубеж: доля организованных туров достигла почти 70% в выездном туризме, во внутреннем – 25-30%. Майя Ломидзе назвала это сенсацией, так как в 2018-2019 годах доля организованного туризма планомерно сокращалось и казалось, что организованный туризм должен был пострадать больше, чем самостоятельный, но произошло обратное.

Генеральный директор туроператора “Дельфин” Сергей Ромашкин в своем выступлении тоже остановился на трендах. К факторам внутреннего туризма в прошлом году он отнес долгосрочность тренда роста, восстановление после ковида, программу туристического кешбэка, закрытие авиасообщения с рядом стран и удорожание зарубежных туров и, конечно, уход Booking.com. В результате отельерам пришлось искать новые каналы продаж, новых партнеров-продавцов, отлаживать механизм прямых продаж. 

Факторы, на которые имеет смысл обратить отельерам и туроператорам, это увеличение на 2 (!) года среднего возраста туриста и в разы выросший процент пользователей, бронировавших туры с помощью мобильных телефонов. Что касается ”постаревшего” за год туриста (Сергей Ромашкин отметил, что рост с 39 до 41 года за год - это очень резкий скачок), то здесь причины всем понятны: многие молодые решили пережидать неспокойные времена в других странах. Но в отрасли должны понимать, на кого ориентирован тот или иной предлагаемый сейчас туристический продукт. А если восемь из десяти туристов бронируют свой отдых с помощью мобильного телефона (еще несколько лет назад столько же делали это с помощью стационарного компьютера), то это четкий сигнал отельерам и туроператорам быть оперативными, быть на связи с гостем, быть готовыми подтверждать здесь и сейчас. 

Вице-президент ФРиО, управляющий партнёр УК "Альянс Отель Менеджмент" Вадим Прасов поднял другую - законодательную - сторону деятельности отельеров, в том числе о мерах поддержки бизнеса. В частности, он прокомментировал законодательную инициативу с введением курортного сбора. Вводить его, с точки зрения эксперта, очень рано, к тому же в стране небольшое количество территорий, где можно его вводить. Однако нужно сначала посчитать экономику процессов, при условии если весь рынок будет “белым”. В данном вопросе непонятно деление на группы объектов размещения, особенно с учетом того, что часть из них до сих пор находятся “в тени”.

“Если вводить курортный сбор, то хочется договориться об одной платформе, об едином понимании экономики, о единых цифрах, о статистике, за которую не стыдно”, - подытожил Прасов.

Кроме того, он выразил надежду, что найдутся возможности для конструктивного диалога власти и бизнеса с целью консолидации усилий в туристической отрасли. 


А что на выставке

Что касается выставочных площадок, то стенды стран и регионов стояли один другого краше. Кто-то привлекал гостей яркими конструкциями, кто-то национальными костюмами, другие проводили лотереи и угощали посетителей вкусностями. 

 

АНО «Национальные приоритеты» на площадке выставки организовал креативную выставочную зону национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Стенд представляет собой дневник путешествий по России и выполнен в новом разработанном фирменном стиле нацпроекта.

Страницы и развороты дневника посвящены впечатлениям о путешествиях по национальным туристическим маршрутам, которые развиваются по нацпроекту «Туризм». Среди них: маршруты «Кузбасс-огонь в сердце» (Кемеровская область), «Сахалин. Здесь начинается день» (Сахалинская область), «Зов Торамы» (Республика Мордовия), «Сибирские каникулы» (Республика Хакасия, Республика Тыва и Красноярский край).

Отдельное внимание на страницах дневника уделено предстоящим событиям и мероприятиям в регионах, которые пройдут в 2023 году при поддержке национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Одна из мер нацпроекта – это поддержка событийного туризма в регионах. На эти цели из федерального бюджета была выделена субсидия на поддержку и проведение мероприятий в регионах в 2023 году. В рамках конкурсного отбора 36 регионов получат поддержку нацпроекта. В частности, на стенде нацпроекта участники и посетители выставки смогут ознакомиться с календарем событийного туризма в 11 регионах: Алтайский край, Ямало-Ненецкий автономный округ, Тульская область, Кемеровская область (Кузбасс), Свердловская область, Архангельская область, Псковская область, Ленинградская область, Республика Бурятия, Московская область и город Санкт-Петербург.

Материал уже оценил 1 гость на:
5
5
Другие оценили статью на 5* из 5. А ваше мнение?