Открываем свой глэмпинг. Welcome Times представляет бизнес-путеводитель от экспертов.
Глэмпинг — относительно новая и быстрорастущая индустрия отельной и туристической отрасли. Кемпинг с комфортом и высоким уровнем сервиса пользуется повышенным спросом у россиян. Сегодня в России насчитывается уже более 200 глэмпингов. Но это ли предел? О том, сложно ли открыть глэмпинг, рассказывают эксперты.
Сергей Петров , CEO сети глэмпингов "Под небом"
Туриста глэмпинг привлекает тем, что это - новое. Что это не похоже на обычные отели, которые ушли в стандартизацию и стали очень похожи друг на друга. Глэмпинги в основном делают люди, которые пришли не из отельного бизнеса. И эти люди во многом переизобретают те стандарты, что приняты в отрасли. Что-то получается, что-то нет, но гости идут за этой новизной, голосуют за нее рублем. Создателя бизнеса глэмпинг привлекает скоростью и меньшими инвестициями по сравнению с обычным отелем.
В чем разница между глэмпингом и кемпингом? Проще сказать что общего. То, что и тот, и другой подразумевают отдых на природе. Отличий же масса. Глэмпинг подразумевает комфортное размещение, с кроватями, электричеством, индивидуальными удобствами. Российские проекты стремятся не просто к комфорту, а к уровню хороших 4-5 звездочных отелей, добавляют к продукту ресторан, развлечения.
Для открытия глэмпинга в целом подходят любые природные места. Весь вопрос - по какой цене вы планируете продавать номера. Если вы поставите 3-4 афрейма где-то на окраине дачного поселка, то на высокий чек рассчитывать не стоит. Если же вы планируете загрузить 10-20 номеров с ценой выше среднего, то надо постараться найти участок, который будет обладать отличными видовыми характеристиками и при этом располагаться рядом с природными объектами притяжения - водой, горами.
Стоимость открытия глэмпинга сильно зависит от формата. Хороший уровень
на 8-10 номеров начинается от 50 млн. рублей и может доходить до 100-150 млн. Также сказывается подорожание стройматериалов, произошедшее в последний год. Многие предприниматели, когда планировали проект не ожидали, что стоимость дерева вырастет втрое.
Роман Панасенко, основатель бизнеса по производству геокупольных конструкций «FULLERDOME» :
Мы несколько лет помогаем начинающим бизнесменам реализовывать проекты по созданию глэмпингов. Основное правило в этом виде бизнеса - грамотная стратегия. Иногда владельцы глэмпингов просят минимальную сумму за проживание, чем привлекают клиентов. А основной заработок при этом идет с дополнительных услуг на территории парка. Место для будущего глэмпинга с использованием геокуполов не менее важно.
В принципе, ограничений по установке таких зон отдыха не много. Открытие такого бизнеса возможно даже в заповедных территориях. Но в этом случае нужно заранее продумывать решения для подведения коммуникаций. Например, делать наземные емкости-накопители для септиков и чистой воды. Надежный и бесперебойный источник питания (мощный генератор, а лучше, выделенная линия от капитальных электросетей) также важен при организации глэмпинга. Идеально, если есть возможность подключения к магистральному газопроводу.
Среднюю окупаемость глэмпингов, по моим оценкам, нужно закладывать из расчета на два-три года, учитывая волатильность и фактор заполняемости. И экономить на старте, считаю, не стоит. 10 куполов вместе с установкой обойдутся минимум в 2,5 миллиона рублей, добавьте к этому расходы на коммуникации и разрешительную документацию.
Еще один совет новичкам: работать лучше круглый год. 8-10 всесезонных куполов на летней и зимней локации, лучше всего у водоема. Как показывает практика, водоем около глэмпинга повышает популярность «отеля на природе». Такой подход увеличит оборачиваемость средств и ресурсов.
Николай Журавлев, генеральный директор ООО "ЭКСПЕРТЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ":
Глэмпинг (гламурный кемпинг) предоставляет своим клиентам возможность отдыха посреди дикой природы и на удалении от цивилизации, но со всеми удобствами и полноценным отельным обслуживанием.
В России в качества стандартного жилья в глэмпингах неожиданно приобрели популярность геодезические сферы Фуллера, ученого, по теории которого человек должен жить в гармонии с природой, не руководствовались вопросами прибыли. Основываясь на своих убеждениях, Ричард Фуллер разработал концепцию строительства легких сферических домов. В 21 веке архитектурные идеи Фуллера получили широкое признание и теперь его футуристичные сферы используют российские глэмпинги (вопреки его теории - руководствуясь как раз вопросами прибыли).
В отличие от классических кемпингов или походов с палатками, каждое жилище в глэмпинге включает полноценную удобную кровать с постельным бельем, вместо спальника, присутствие настоящей мебели: столов, кресел и стульев вместо лесного пенька или поваленного дерева, обслуживание в лучших отельных традициях, а еду в таком лагере готовит специально приглашенный повар.
Гостям глэмпингов доступны широкие наборы дополнительных услуг - таких, как экскурсии, лечение, развлечения и бассейн. К преимуществам бизнес-модели глэмпингов относится возможность быстро и дешево организовать туристическое обслуживание высокого уровня. При этом их можно создавать в местах с самым красивым природным ландшафтом, что обеспечивает объекту дополнительное конкурентное преимущество. Однако тут есть и определенные ограничения: для обеспечения комфорта проживания глэмпинг должен находиться в месте, обеспеченном инженерными коммуникациями: водой и электричеством. Оптимально подойдет для его размещения заброшенный пионерский лагерь или дом отдыха, которые можно сравнительно недорого приобрести в глухих уголках страны - как раз в местах, наиболее востребованных клиентами глэмпинга.
В итоге - по сравнению с затратами на строительство отеля, инвестиции в глэмпинги невелики и быстро окупаются.
Сергей Лыков, основатель глэмпинга “Папоротник” в Карелии:
Чем привлекает глэмпинг? Новизна, мода, сейчас это даже хайп. Большая вариативность жилых модулей, инстаграмная картинка, иногда (как у нас, например) возможность проживать вместе с питомцами любых пород и размеров. Красивые природные локации и шикарные виды. Многим городским жителям хочется показать детям настоящую природу, но не все готовы терпеть бытовые неудобства. Здесь и помогает глэмпинг - природа на расстоянии вытянутой руки, а комфорт и безопасность, почти как в отеле.
В чем разница между глэмпингом и кемпингом. Больший комфорт, уют и сервис. Жилые модули могут быть круглогодичными и выполнены из дерева и металла, Есть возможность полноценного питания, санитарные модули с теплым туалетом и душем (или же баней). Искусственные фотозоны для сэлфи, дополнительные услуги и развлечения.
Если говорить о местах, подходящих для открытия глэмпинга, мое субъективное мнение - это должна быть 100% нетронутая природа. Объекты на окраине деревни или совхозном поле под ЛЭПами - это не глэмпинг, это кантрикэмп.
Сколько стоит открыть глэмпинг? Цены выросли. Экономическая рентабельность объекта начинается с 10 жилых модулей. Поэтому минимальные инвестиции сейчас - от 6 млн рублей. И это будет сезонный (летний) проект.
Как открыть глэмпинг? Если кратко, то это идея, команда, инвестиции. Найти потрясающее место в дикой природе. Определиться с концепцией, сезонностью, сделать проект (самим или с помощью аутсорсинга), собрать команду, привлечь инвестиции и в путь. Бизнес-модель и инвестиции. Модель зависит от концепции. Есть возможность зарабатывать на дополнительных услугах. Но, повторюсь, чтобы это был бизнес - нужно минимум 10 жилых модулей. Иначе это будет самозанятость и работа ради работы. Инвестиции можно и нужно привлекать на внешнем рынке. Но, инвесторы лучше идут в проект с историей и доказанной эффективностью. Мы например делали MVP на собственные деньги, а сейчас уже привлекаем инвесторов для масштабирования. Причем инвесторы могут быть как с деньгами, так и с земельными участками (для открытия новых локаций). Мы сейчас работаем с теми и другими. Всегда открыты к диалогу и внимательно рассматриваем любые предложения.
Антон Алексеев, директор Абрис Хорека:
Глэмпинг привлекателен для бизнеса высокой рентабельностью, мобильностью. Глэмпинг - это гламурный кемпинг. Для открытия кемпинга подходят места, где есть поток туристов, или его нетрудно создать.
Открыть кемпинг/глэмпинг стоит дорого, но точно дешевле, чем построить отель. Средняя стоимость запуска в эксплуатацию номера в отеле - 7,5-8,5 млн, а хорошего качественного кемпинга/глэмпинга - 2,5-3,5 млн за юнит, адекватный номеру в отеле. При этом значительная часть вложений будет в участок - коммуникации, ландшафт, благоустройство.
Финансовую модель кемпинга можно написать за 50 тысяч рублей, расширенную с инвестиционным планом - за 100 тысяч. Окупаемость проекта - 2-4 года. Но очень многое зависит от организации управления и продажами. Продажи и продвижение для кемпинга и глэмпинга имеют свою специфику по сравнению с отелем.