До марта 2022 доля Booking.com во всех онлайн-бронированиях в России составляла 60%. Сервис был так востребован в том числе благодаря его огромным вложениям в маркетинг. «Он позволял отелям не тратиться на рекламу и приносил гарантированные брони», — объясняет Александр Галочкин, генеральный директор и основатель TravelLine.
Многие отели работали только с Booking.com, поэтому после приостановки работы канала в этих объектах остановились все онлайн-продажи. «Им буквально пришлось выстраивать эти процессы заново, искать новые источники броней», — говорит Александр Галочкин. Сейчас продажи перераспределились между прямыми бронированиями и ОТА. Новыми лидерами стали площадки, которые, по словам Александра, «были максимально готовы к быстрому старту».
Лидеры продаж
По данным дашборда TravelLine, топ-5 популярных каналов продаж за период 21–28 июня 2022 года выглядит так:
-
Ostrovok.ru
-
Яндекс Путешествия
-
bronevik.com
-
101hotels.com
-
Alean.ru
Российский канал Ostrovok.ru держится на верхней позиции, начиная с марта 2022 года, сразу после приостановки работы Booking.com.
Ответы на частые вопросы про канал Ostrovok.ru →
Следующий по популярности, согласно дашборду, метапоисковик Яндекс Путешествия. Гости могут выбирать самое выгодное предложение и бронировать прямо в Яндекс Путешествиях или переходить к бронированию на сайте. Сервис имеет большой потенциал развития: у них хороший трафик и много сервисов, которые уже известны и востребованы — например, Яндекс Карты и Навигатор.
Александр Галочкин считает, что лидерами рынка по продажам среди ОТА и метапоисковиков останутся те, кто сейчас входит в топ-10. Кроме перечисленных выше, это Acase.ru, OneTwoTrip, Zabroniryi.ru, Pegas, Tvil.ru.
Новые каналы и сервисы бронирования
Booking.com занимал значительную долю рынка, и освободившееся пространство закономерно стали заполнять новые площадки и каналы продаж. Расскажем об основных.
«Отелло»
Новый сервис бронирования отелей и жилья от 2ГИС появился весной 2022 года. Гость в «Отелло» может искать отели по названию или городу, сортировать по цене, рейтингу и другим параметрам, смотреть отзывы и бесплатно отменять брони в большинстве категорий номеров.
Сергей Вурим, директор по партнерствам УК 2ГИС, рассказывает: «Сейчас мы сфокусированы на том, чтобы пользователям было удобно выбирать подходящие отели, а условия для партнеров были выгодными. Поскольку Отелло — собственный проект компании 2ГИС, все сценарии бронирования будут качественно интегрированы в продукты с многомиллионной аудиторией — приложение и онлайн-версию. Мы верим, что системная работа в направлении хорошего пользовательского опыта и качественной партнерской программы для отелей позволят проекту „Отелло“ занять значимую долю рынка».
Платформа Ctrip
«В 2019 году, до пандемии, топ-5 направлений в России, которые интересовали гостей из Китая, на платформе Ctrip выглядел так:
Москва
Санкт-Петербург
Владивосток
Иркутск
Мурманск
В 2022-м мы видим, что в этот список добавились такие направления, как Оренбург и Калуга. Также в топ-10 вошел Красноярск — сейчас он пользуется у наших гостей популярностью наравне с Екатеринбургом и Новосибирском. Глубина бронирования, по сравнению с 2020 годом, выросла на 9,5%. Ждем, когда в Китае снимут ковидные ограничения на путешествия, тогда ожидаем существенный рост окна бронирования».
Как привлечь гостей из Китая →
RUSSPASS
В апреле 2022 года RUSSPASS добавил для пользователей возможность прямого бронирования отелей. Для гостиниц при подключении к RUSSPASS действует льготная комиссия 4,5%, есть различные инструменты продвижения.
Сергей Зимин, директор туристического сервиса RUSSPASS, отмечает, что они готовы к сотрудничеству с классифицированными средствами размещения. «Если отель или гостиница есть в реестре, то мы размещаем их у себя на сервисе. Это своего рода гарантия того, что турист не понесет никакие убытки и точно сможет заселиться, отдохнуть в том месте, в котором забронировал жилье», — говорит Сергей.
Прямые бронирования
Доля прямых продаж за период 21–28 июня 2022 года составляет 51% против 43% ОТА. Привычка бронировать напрямую формируется у гостей в том числе благодаря программе туристического кешбэка от Ростуризма. Гость видит, что делать бронь на сайте — это удобно, не сложно и выгодно, и вероятность, что он вернется на сайт гостиницы снова, растет.
Работать с постоянными гостями для отеля выгоднее, чем привлекать нового клиента: не надо тратить бюджет на рекламу и продвижение. Привлекать и удерживать постоянных клиентов помогают программы лояльности, партнерские программы. В модуле бронирования TL: Booking Engine есть своя программа лояльности, а уже этим летом в модуле TL появится новый функционал — GMS, guest management system.
GMS: работа с постоянными гостями
Что такое GMS. GMS собирает информацию обо всех гостях, которые останавливались у вас, систематизирует ее и разбивает по критериям. Всю информацию видно на одном дашборде. GMS будет отвечать на три вопроса: кто ваш гость, зачем он приезжает и почему.
Зачем нужна GMS. Система помогает сегментировать гостей и предлагать каждой группе то, что отвечает ее запросам. Благодаря этой информации можно составить более привлекательное предложение: более эффективно настраивать таргетированную и контекстную рекламу, писать посты в соцсетях и рассылки, которые будут интересны гостям.
Также GMS помогает наладить процессы взаимодействия между гостиницей и гостем: автоматически отправлять welcome- и feedback-письма, выбирать правильную стратегию личного общения с гостем.
Запуск GMS TravelLine планирует на лето этого года. Система будет доступна для тех, у кого подключены инструменты TL: Booking Engine и TL: WebPMS. Дальше в планах — добавить в систему пусть гостя, возможность импортировать данные о бронях и гостях из других АСУ, а также поздравлять гостей с днем рождения.
Пока GMS находится на этапе тестирования. Если вы хотите поучаствовать и одними из первых протестировать функционал системы, заполните заявку.