Эксперты MICE-агентства «Аэроклуб Тур» подвели итоги 2022 года: аналитика показала, что объем деловых мероприятий в компании практически достиг «допандемийных» показателей — в прошлом году бюджеты клиентов агентства на проведение корпоративных событий оказались ниже показателей 2019 года лишь на 9%.
Количество проводимых в 2022 году мероприятий по сравнению с 2021 сократилось незначительно, это объясняется существенным замедлением рынка в момент начала специальной военной операции, после чего достаточно быстро началось восстановление.
Разбивка по долям крупных и мелких мероприятий не претерпела за последний год существенных изменений. На крупные мероприятия с числом участников более 300 пришлось 3% от общего количества (3% в 2021, 2% в 2019), на средние мероприятия с участниками от 100 до 300 человек — 8% (9% в 2021, 7% в 2019). Доля мероприятий с числом участников от 50 до 100 достигла 9% (8% в 2021, 13% в 2019), а мероприятия с менее чем 50 участниками составили 79% (79% в 2021, 80% в 2019).
Рост бюджета на небольшие мероприятия (до 50 человек) по сравнению с 2021 годом достиг 58% (+19% к 2019). Средние мероприятия (от 50 до 100 человек) подорожали на 70% к 2021 году и превысили бюджеты 2019 года в два раза. События, собирающие 100-300 человек, в среднем стоили на уровне 2019 года, однако обходились на 50% дороже, чем в 2021. Бюджеты крупных мероприятий с числом участников более 300 человек уже два года остаются на одном уровне и отстают в среднем от «допандемийных» показателей на 40%.
Среди самых популярных городов для проведения деловых мероприятий в России — традиционно Москва и Санкт-Петербург, на них пришлось 26% и 10% от всех российских ивентов соответственно. Также в топ-10 вошли Екатеринбург (3%), Новосибирск (3%), Казань (3%), Нижний Новгород (2%), Уфа (2%), Сочи (2%), Красноярск (2%) и Иркутск (2%).
Самым дорогим мероприятием MICE-агентства на территории России в 2022 году стало цикловое совещание для фармацевтической компании, которое состоялось в горном кластере в Сочи. Мероприятие на тысячу человек обошлось компании в 160 млн рублей.
Также эксперты отметили, что в 2022 году со стороны корпоративных заказчиков выросло количество запросов на нестандартные пространства для проведения деловой части мероприятия вместо стандартных конференц-залов: лофты, площадки на свежем воздухе, музеи.
Эксперты зафиксировали рост количества зарубежных мероприятий. Если в 2021 году доля мероприятий, проведенных за границей, составляла 3%, то в 2022 году она достигла уже 7%. В 2022 году рост зарубежных мероприятий, главным образом, произошел за счет увеличения доли небольших проектов, которых в 2021 году было меньше ввиду «ковидных» ограничений. Основными направлениями 2022 года стали Турция и ОАЭ, на них пришлось 19% и 11% от всех мероприятий за границей. Кроме того, в топ-10 самых востребованных стран для проведения мероприятий в 2022 году вошли: Казахстан (5%), Узбекистан (5%), Армения (3%), США (3%), Испания (3%), Мальдивы (3%), Австрия (2%) и Италия (2%).
На фоне отмены ограничений, связанных с пандемией Covid-19, спрос на online- и гибридные форматы мероприятий снижается: если в 2021 году доля таких событий составляла 9%, то в 2022 году — всего 2,5%. Основная часть мероприятий такого формата пришлась на первое полугодие 2022 года, когда еще действовали некоторые ограничения. К концу года спрос пошел на снижение и составил лишь 0,5%.