Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России, генеральный директор «Альянс Отель Менеджмент» Вадим Прасов поделился с Welcome Times размышлениями о том, сохранится ли тренд на внутренний туризм, господдержке отрасли и как именно индустрия гостеприимства переживает времена турбулентности.
Тренд на внутренний туризм сохраняется, поэтому дела у отельеров немного лучше, чем в ресторанной сфере. В целом, индустрия переживает текущие общественно-политические вызовы достойно.
Отсутствие финансовых транзакций также вызвало ряд проблем: некоторые гости столкнулись с тем, что сложно провести оплаты, их карты не работают у нас, наши карты — у них.
Мы наблюдаем отток рабочей силы, который связан с геополитической повесткой, и с мобилизацией. В некоторых регионах, имеющих непосредственную близость к югу, закрытые аэропорты дали возможность повысить пассажиропоток в Сочи и Кавминводы.
Довольно сложно в этом смысле Крыму, Белгородской области, Ростовской области. Дефицит билетов и логистическая ограниченность создали проблему в посещении для этих регионов. Но в основной массе ситуация не была критичной. Испытываем нехватку гостей из-за рубежа в обеих столицах. Заместить выпавший международный поток сложно.
Пандемия проредила рестораторов сильнее, чем отельеров.
Как справляются? У каждого секрет успеха. Некоторые переориентируются на новые направления, работают с затратами, у других появился ситуативный спрос, а где-то приходилось бороться со снижением платежеспособностью гостей. В этой ситуации надо работать над качеством, как бы сложно и затратно это ни было. Если качество находится на уровне, что приходится рассчитывать на возвратного гостя и на отзывы, которые будут мотивировать новых гостей. Это касается и отелей, и ресторанов. По этой причине и встречаются такие случаи, когда два заведения стоят рядом, при этом в одном очередь на вход, а в другом пусто.
Важно, чтобы эти меры поддержки распространялись не только на предприятия, относящиеся к категории МСП. Кэшбек также был существенной мерой поддержки в период межсезонья. Локальные меры поддержки для организаторов крупных деловых событий в Москве и Санкт-Петербурге тоже были хорошим подспорьем.