bnovo.ru

Турсезон в России - 2023: борьба за «ленивых» и «пытливых» туристов

Сентябрь 2, 2022
Кирилл Рожков

О своем видении туристического сезона-2023 в России и факторах на него влияющих рассказал Кирилл Рожков, доктор экономических наук, профессор Высшей школы бизнеса ВШЭ.

Если говорить о влиянии внешнеэкономических сложностей, то оно двойственное: это создание возможностей и проблем одновременно. Проблемы созданы в основном для туристов и действующих игроков туриндустрии. Возможности – для потенциальных участников рынка. Друг друга они не компенсируют, т.к. проблемы уже очевидны, а возможности только предстоит использовать.

Прогнозируя туристический поток по России на 2023 год, нужно иметь в виду важный фактор. На турпоток будут влиять не только новые санкции и вытекающие из них логистические и финансовые проблемы туристов, но и нынешний внутренний клиентский опыт и его сравнение с прошлым зарубежным.

Если учесть, что на пляжный туризм приходится 60% общего потока, то именно от решений этих – самых «ленивых» - туристов, будет зависеть общая динамика. Память о нынешнем росте цен и толкотне на южных курортах при очевидно более низком уровне сервиса, чем у ближайших конкурентов из дальнего зарубежья, может оказать влияния на планы будущего года. Многие в следующем году могут согласиться на длинные и дорогие перелеты с пересадками, которые отпугнули в этом. В экономике впечатлений низкое качество услуг и испорченное настроение являются не меньшим, если не большим злом, чем высокая цена.

Кадров, создающих эти самые впечатления и обеспечивающих хорошее настроение гостям на местах, пока раз в 20 меньше, чем требуется, и за год их точно не подготовишь. 

Уменьшение скученности на действующих курортах возможно лишь за счет введения в действие новых, и это дело тоже долгое. 

Отчасти компенсировать нехватку «стационарных» курортов могут «плавучие» - круизные суда, которые до сих пор недогружены из-за сокращения въездного туризма, на который они во многом и были рассчитаны. То есть, некоторые «пляжники» могут выбрать эту, тоже преимущественно «ленивую» форму отдыха. На это дальновидно рассчитана концепция развития круизного туризма. Но на массовый переток рассчитывать не стоит, так как это всё-таки другой сегмент потребителей. 

Все это говорит в пользу того, что повторения нынешнего резкого роста «ленивого» туризма в следующем сезоне ждать не стоит. 

Скорее всего, будет рост «пытливой» части турпотока, формируемой поездками в культурно-познавательных целях. Очевиден рост интереса россиян к собственной стране, особенно у молодежи и жителей столиц. Однако и здесь есть ограничения. Проблема состоит в том, что до известных событий проще было продавать уже разработанные за рубежом маршруты и продукты, чем разрабатывать свои, и необходимость импортозамещения в туроператорской деятельности и продвижении внутренних направлений стоит так же остро, как и во многих других отраслях экономики.  

Кроме того, в сервисные цепочки культурно-познавательного и экскурсионного туризма гораздо больше вовлечен общественный сектор. Если по плохой дороге (одна из традиционных сфер его ответственности) долго и с ущербом для состояния имущества едет фура с товаром, потребитель в конце концов столкнется только с повышенной ценой, в которую поставщик включит рост издержек, возникших по вине чиновников. А если по этой же плохой дороге проедет экскурсионный автобус с туристом, у последнего будет испорчено то, ради чего и работает туризм – настроение и впечатления. Он вообще больше не приедет и отсоветует другим. И далее вопрос – все ли городские системы управления, справляющиеся с привыкшими к сложностям местным жителям, будут на уровне более высоких требований гостей? У нас есть лидеры городского туризма, но подавляющая часть городов, имеющих туристический потенциал, пока не превратили его в туристический продукт.

Поэтому мой прогноз внутреннего турпотока – умеренный рост или даже некоторое сокращение.

Добавить комментарий
Материал уже оценили 2 гостя на:
5
5
Другие оценили статью на 5* из 5. А ваше мнение?