Ожившая история. Тренды технологий для музеев и как их внедрять
В последние 10 лет посещаемость музеев в России находится на высоком уровне. Как показывает опрос ВЦИОМ, больше 90% респондентов ходили в музеи.
Кроме того, интерес к такому досугу растет — увеличивается число людей, которые посещали музеи в последние 2-3 месяца. Этому во многом способствует активное развитие технологий в культурно-выставочных пространствах.
Рассказываем, какие мультимедийные решения сегодня востребованы в музеях, чем можно удивить и увлечь посетителя и как это правильно сделать.
Какой он — современный музей
Ведущий тренд музеев сегодня — это максимальная интерактивность пространства. В фокусе внимания уже не просто добавление цифровых элементов, а внедрение инструментов, дающих посетителю возможность взаимодействовать с экспозициями. И чем больше нового опыта посетитель получит от такого взаимодействия, тем лучше.
Возникновение и укрепление этого тренда в первую очередь связано с тем, что аудитория музеев меняется. Большая часть современных посетителей — люди, которые давно, плотно и активно контактируют с разными гаджетами. Для них разные мультимедиа-решения — это обыденность, и они готовы видеть их везде, даже в довольно консервативных сферах, как музейная.
Помимо того, интерактивные решения повышают вовлеченность посетителя. Он уже не молчаливый наблюдатель, который переходит от экспоната к экспонату, спрятав руки в карманы, а исследователь. Ему доступны разные технологичные инструменты изучения объектов в музее, разные способы прикоснуться к истории и изучить ее глубже, чем просто по табличке с описанием или по рассказу гида. Это повышает интерес к музеям в целом.
Вдобавок, мультимедийные технологии позволяют продемонстрировать посетителям те экспонаты и исторические объекты, которые по каким-либо причинам невозможно выставить на экспозиции. Например, в музее Метрополитен при помощи проекции посетителям показали цвета, которые могли использоваться на стенах древнего египетского храма больше 2000 лет назад. Стены музея от этого никак не «пострадали». Более того, проекция интерактивная — можно переключаться между слоями изображений.
Для реализации идеи использовались Adobe Illustrator (создание векторного изображения), openFrameworks (заполнение цветом) и MadMapper (для выравнивания проекции на поверхности).
Виртуализация и проекции
Если разбирать интерактивные решения детальнее, то стоит выделить несколько категорий технологий, которые все чаще появляются в музеях.
Первая — проекции разных видов. Чаще всего это видеомэппинг или 3D-мэппинг: проецирование изображения на разные объекты. Чем лучше будут связаны объект и изображение и чем аккуратнее будет сделана проекция, тем сильнее эффект для посетителя.
Например, в Музее Победы на Поклонной горе проекции вписаны в физические экспозиции, благодаря чему две реальности сливаются. Посетитель идет по железнодорожной станции, чувствует землю под ногами, может потрогать сваленные ящики, подготовленные для загрузки в вагоны. Одновременно с этим пространство расширяется за счет 3D-проекции этой же станции на стене.
Но еще более интересны проекции, которые реагируют на движение посетителя, на его действия. Это достигается за счет добавления к проекторам сенсорных датчиков и камер. Например, в Казани в Галерее современного искусства на выставке «Николай Рерих» посетители могли движением рук в воздухе написать свои картины или заставить меняться северное сияние на стенах.
Еще один пример интерактивной проекции — мультимедийная 3D-диорама в недавно открывшемся после капитального ремонта «Музее-диораме» в Воронеже. Экспозиция рассказывает о боях 1942-1943 гг и о том, как восстанавливался город после войны. На изогнутом экране 24 на 6,5 метров раскрывается изображение с 9 проекторов.
Но для того, чтобы экспозиция зацепила посетителя, мало огромного экрана и качественного изображения — большую роль играет контент, который проецируется. Для «Музея-диорамы» команда ИТ ГРУППЫ ОТКРЫТИЕ изучала исторические документы, фотографии, архивные материалы, предоставленные сотрудниками музея, уточняла детали и факты у доктора исторических наук. Все это помогло создать познавательный, интересный, а главное — достоверный контент.
Дополняет основную проекцию макет Воронежа, на который также направлены проекторы. В «обычном» режиме посетитель видит довоенное состояние города. А используя специальный «фонарик» (работающий в ИК-диапазоне), можно в подсвеченных областях увидеть Воронеж в момент освобождения, с его разрушенными зданиями. Идею удалось реализовать благодаря ИК-камерам OptiTrack, отслеживающим положение посетителя.
Вторая категория трендовых технологий, постепенно набирающая обороты, — это виртуальная (VR) и дополненная (AR) реальность. Они создают запоминающийся опыт взаимодействия с экспонатами, позволяют оживить неживое или превратить осмотр экспозиции в настоящее приключение.
Так, например, Музейном центре Цинциннати (США) можно виртуально полетать вместе с древними динозаврами. А в Музее железных дорог России благодаря VR посетители могут «прокатиться» на императорском поезде, курсирующем по маршруту «Санкт-Петербург — Хельсинки». Также в VR-пространстве доступен квест по поиску пропавших предметов.
А на интерактивной выставке «Реальный космос» в Центре современного искусства «Марс» соединили сразу несколько трендовых технологий: VR, AR, проекцию и голографию. Все это в комплексе позволяет посетителю ненадолго стать космонавтом.
Реализация VR и AR идей довольно сложная и не бюджетная, поэтому пока они не так активно распространены в музеях. Часто для этого посетителям требуются специальные гарнитуры, поэтому доступ к виртуальным экспозициям ограниченный, по предварительной записи. Но по мере развития технологий VR- и AR-элементы будут встречаться в музеях все чаще.
Как внедрять мультимедийные технологии в музее
Эффективное, запоминающееся, привлекающее мультимедийное решение — это не просто самые новые и трендовые технологии. Большую роль играет контент и его качество. Любая технология — это просто инструмент, позволяющий реализовать идею. Но тот же видеомэппинг, голография или AR будут не интересны посетителю выставки, если внутри нет качественного контента. Поэтому работа над мультимедиа-объектом начинается с продумывания его наполнения.
Второй важный нюанс — это понятность выбранного решения. У посетителя все использованные в музее технологии не должны вызывать вопроса: «А что с этим делать?». Он не должен бояться что-то не то нажать, не туда шагнуть. Качественное решение — то, в котором посетитель быстро осваивается и с которым легко взаимодействует.
Еще один момент — это вопрос уместности той или иной технологии в конкретном музее. Несмотря на то, что цифровизация музеев — процесс естественный и неизбежный, в разных пространствах она будет протекать по-разному. В одних она будет возникать в небольшом объеме: как, например, в традиционных музеях с картинными галереями. В других музеях технологий будет больше.
При выборе подходящего решения важно помнить, что оно только дополняет экспозицию, лучше ее раскрывает, привлекает внимание посетителя. Оно не должно становиться центральным объектом.
Также при внедрении мультимедийной технологии важно продумать процесс работы с ней для сотрудника музея. Важно, чтобы система управления была единой, чтобы оборудование было правильно настроено и позволяло совершать все необходимые действия с минимумом усилий.
Например, если речь о проекции, идеальная ситуация — когда сотрудник музея нажатием одной кнопки управляет контентом, запускает интерактивные элементы и так далее. Обеспечить легкость работы с оборудованием — одна из ключевых задач подрядчика.
Музей будущего — это пространство, где соединяются история и современные технологии, а посетитель превращается из отстраненного зрителя в участника экспозиции. Запрос на мультимедийные решения в музеях продолжит расти — на интерактивные инсталляции, на сложные проекции, на дополненную и виртуальную реальность. Все это может гармонично существовать рядом с традиционными экспозициями даже в самых консервативных музеях. Но для этого надо правильно подойти к выбору технологии и к ее реализации.
Редакция Welcome Times. Читайте также:
- Русско-китайский отдых: культурно, «пляжно» и с пользой
- Бесплатные фотобанки с фотографиями достопримечательностей России
- Циан для РГУТИС: продажи и маркетинг для малых средств размещения