bnovo.ru

Никогда такого не было, и вот опять! С какими ограничениями столкнулась отрасль HoReCa в 2022 году?

Октябрь 28, 2022

Санкции 2014 года, последовавшие через несколько лет коронавирусные ограничения и новый санкционный удар. В 2022 году отрасль HoReCa снова проходит проверку на прочность и вынужденную трансформацию, подстраиваясь под суровые реалии. Об основных сложностях работы, ограничениях, проблемах и путях их решения рассказывают эксперты агентства аутсорсинга персонала для сегмента HoReCa «МАКСИ Стафф».

Итак, санкции закономерно вызвали «турбулентность» рынка поставок. Изменилась логистика, увеличились сроки, возникли долгие таможенные проверки, а из некоторых стран и вовсе введён запрет на ввоз продукции в направлении России. Импортеры вынуждены заказывать продукцию чаще и в больших количествах, что требует дополнительных финансовых вложений и увеличивает её итоговую стоимость. И мягко говоря, уверенности в завтрашнем дне нет. Производители и поставщики бросились на поиски альтернативных каналов сбыта, новых рынков и путей логистики, а потребители (отельеры и рестораторы) – на поиск возможностей для закупок. Словом, бизнес вынужден искать, где взять дешевле и продать дороже.


Как выкручиваются? 

Действующие отельеры и рестораторы пока отчасти живут на неизрасходованных запасах у себя и поставщиков. Были налажены пути доставки товаров в Россию через Казахстан и Монголию.  

В более сложной позиции оказались те, кто находится в состоянии проектирования и строительства. К примеру, еще весной, работая над новыми отелями, специалисты столкнулись с отсутствием возможности обновления некоторых программ проектирования, а также пришлось искать новые варианты работы с системой планирования ресурсов предприятия в управлении проектами.

Гранит, который поставлялся ранее из Украины, теперь ищут и заказывают в отечественных месторождениях, к примеру, в Карелии. Тестируются российские аналоги нужной краски (в особенности по металлу). А лифты, розетки, выключатели – заказывают через партнеров в Китае, на давно функционирующих производствах. 

При этом справедливо отметить, что тренд переориентации на местных поставщиков появился не вчера. Импортозамещение действует уже несколько лет, и те, кто делал ставку на российскую продукцию там, где это было возможно, пострадали меньше всего. Например, при том, что заграничный алкоголь обычно занимает до 80% барного меню, но его импорт оказался под большим вопросом, сильно востребовано производство крафтовых напитков.

А вот гостиничному бизнесу в этом плане пришлось тяжело: примерно 99% товаров, в том числе для отелей, лишь называются отечественными, а по факту они являются продуктом международной кооперации Китая, Украины, Беларуси, Узбекистана. Остается ждать, когда российские производители быстро и полноценно восполнят недостающие компоненты и комплектующие. 


Про гастробизнес

Говоря о гастробизнесе, стоит отметить уход с рынка иностранных сетей, почти половины зарубежного общепита. Таким образом освободилось порядка 70% торговых площадей. Будут ли они заняты отечественными заведениями? Факты говорят сами за себя: число кафе и ресторанов продолжает расти. По сравнению с 2020 годом, когда в Москве их было около 17800, в январе – июле 2022 года посетителей принимало уже 20300 заведений.

Тем не менее, текущие события принесли предприятиям общепита большие проблемы, особенно тем из них, кто не успел оправиться после локдауна, когда загруженность упала на целых 70%. Большая часть оборудования – зарубежная, владельцы кафе и ресторанов вынуждены прибегать к микрозаймам для его замены.

Что касается продуктов, то доля импорта в меню российских ресторанов составляла до 40%. Самих продуктов санкции не коснулись. Они, как и в других сферах, затронули логистику, взаимоотношения с поставщиками и цены.

Там, где была возможность адаптировать меню – а это, по большей части, индивидуальные проекты – необходимые изменения были внесены. У сетевых заведений были свои трудности – найти поставщика качественной продукции в большом объеме.

На сегодняшний день можно утверждать, что продуктовая проблема почти решена, правда, отдельные позиции прилично поднялись в цене. А вот что делать с импортным алкоголем ушедших с российского рынка марок, запасы которого на складах стремительно уменьшаются, пока не до конца понятно.

Но нет худа без добра! Рестораторы отмечают снижение административного давления: если ранее постоянно проходили бесчисленные проверки, то сейчас это не практикуют, что во многом упрощает заведениям жизнь.


Вместо вывода

В целом, сейчас ситуация в отрасли HoReCa постепенно приходит в норму. Сказывается и антикризисный опыт, полученный в ходе последних лет, и то, что санкции против России ужесточались постепенно с 2014 года: было достаточно времени на адаптацию. Локдаун, надо сказать, проходил сложнее: когда многие процессы полностью остановились, вариантов не было вообще!

И раз уж заговорили об этом: если и будет новая волна пандемии COVID-19, то пережить её будет значительно легче, чем первые. Во всех отношениях. Масштабной госпитализации, а значит, и локдауна, пока не предвидится. Врачи выработали максимально эффективный план работы с пациентами любой степени тяжести и относятся к вирусу как к привычному ОРВИ. Что ж, одной проблемой меньше!

Материал уже оценил 1 гость на:
5
5
Другие оценили статью на 5* из 5. А ваше мнение?