7 августа исполняется 220 лет первому русскому кругосветному плаванию Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского на шлюпах «Надежда» и «Нева». О том, кто сейчас ходит в кругосветные путешествия и кто в разные годы бил рекорды путешествий вокруг света по земле, по морю и по воздуху, рассказывает доцент кафедры физической географии, экологии и охраны природы Института наук о Земле ЮФУ, кандидат геолого-минералогических наук и заядлый путешественник Борис Талпа.
Человек и пароход
26 июля (7 августа по новому стилю) 1803 года адмирал Иван Фёдорович Крузенштерн приказал поднять паруса на корабле «Надежда».
Мореплаватель, адмирал, почетный член Петербургской академии наук Иван Крузенштерн во время своего пребывания в Китае заинтересовался торговлей между этой страной и Англией. Вернувшись в 1799 году в Россию, он представил проект морского торгового пути к Китаю и Индии и проект доставки товаров из российско-американских владений по Балтийскому морю мимо мыса Горн или мыса Доброй Надежды. Оба проекта были утверждены императором Александром I, а их исполнителем назначен сам Крузенштерн. В августе 1802 года два корабля под его командованием — «Надежда» и «Нева» — отправились на Камчатку, а оттуда — к северо-западным берегам Америки мимо мыса Горн.
«Надежда» покинула остров Нагасаки и направилась через Японское море к побережью Камчатки. По пути Крузенштерн нанес на карту очертания западных берегов острова Хондо (Нипон), Иезо (Хоккайдо) и южной оконечности Сахалина. Миновав Курильские острова, где судно едва не разбилось о камни, на которые его несло сильное подводное течение, «Надежда» вернулась в Петропавловск-Камчатский.
Ученый отметил, что кругосветная экспедиция Крузенштерна имела большое научное и практическое значение: в северо-западной части Тихого океана были проведены многочисленные съемки, наблюдения за морской водой, различные астрономические расчеты, собрано большое количество этнографического и лингвистического материала, богатые коллекции растений и некоторых представителей животного мира.
Но главное — на карте появились русские имена, а также были внесены многочисленные поправки, поскольку «Надежда» и «Нева» не нашли в северной части Тихого океана острова, описанного иностранными моряками.
Профессионалы, спортсмены, туристы
По словам ученого, XXI век является новым этапом развития массовых кругосветных путешествий, и эти кругосветные путешествия подразделяются на три основных типа.
Первый раз Фёдор Конюхов обогнул земной шар в 1990–1991 годах на яхте «Караана» по маршруту Сидней – Мыс Горн – Экватор — Сидней за 224 дня без остановок. Затем ещё четыре раза он проплывал вокруг света на разных одиночных судах, а в 2016 году — на воздушном шаре. Прежде кругосветное путешествие на аэростате совершал только американский пилот Стив Фоссетт, но русский путешественник побил его рекорд на 52 часа быстрее. Воздушный шар Конюхова «МОРТОН» совершил полёт вокруг света за 11 дней 4 часа и 20 минут.
Спортивные путешественники проходят вокруг света, участвуя в гонках на различных видах транспорта на скорость. Наиболее престижной является гонка Vendеe Globe (Ванде-Глоб) — кругосветная регата яхт-одиночек, которая проводится без остановок и без посторонней помощи. В силу исключительно сложных условий южных широт, где проходит соревнование, её называют «Эверестом парусного спорта». Регата проводится один раз в четыре года, с ноября по февраль. Отправная и конечная точка маршрута — порт Ле-Сабль-д’Олон во французском департаменте Вандея.
Кругосветная безостановочная регата представляет собой значительный риск, и для его уменьшения оргкомитет ввел серьёзные ограничения по допуску: яхтсмен должен либо успешно пройти предыдущую гонку Ванде Глоб, либо другую трансокеанскую одиночную гонку на этой же яхте, либо пройти квалификационный переход через океан длиной не менее 2,5 тысяч миль со средней скоростью не менее 7 узлов. Также перед регатой все участники проходят в обязательном порядке курсы по выживанию в море и медицинскую подготовку.
Третий тип кругосветных путешествий популярен в наше время — это путешествия на круизных лайнерах, на которых появились комфортабельные закрытые бассейны, огромные спорт-центры, роллердромы, ледяные бары, банки, торговые центры, рестораны и другие удобства.
Кругосветные путешествия на круизных лайнерах осуществляются из крупнейших портов Северной Америки, Европы и Азии. Маршруты путешествий проходят короткими путями — через Панамский и Суэцкий каналы, или длинными — вокруг Африки, Южной Америки, Азии и Австралии. Короткие маршруты от нескольких месяцев, длинные — до одного года, путешествие туристическо-экскурсионное.
Пешком и на автомобиле
А ещё Россия вошла в историю кругосветных путешествий тем, что впервые обогнул земной шар пешком именно русский человек Константин Ренгартен.
В декабре путешественники надеялись достичь персидской границы в Джульфе. Дойдя до берегов океана, Ренгартен пароходом направился в Японию, где путешествовал четыре месяца. Затем переход через Тихий океан — и он в Сиэтле. Странствия по Соединённым Штатам заняли около двух лет. Пешеход посетил Сан-Франциско, город мормонов Солт-Лейк-Сити, Канзас-Сити, Чикаго, Буффало, Нью-Йорк.
В Европу Ренгартена доставляет пароход «Ля-Бургонь». Сойдя с борта корабля в Гавре, Ренгартен идёт на запад в Бретань и только от самой западной точки Франции направляется на восток. Позади остаются Париж, Верден, Мец. В Германии его путешествие становится сенсацией: сочувственные статьи, масса слушателей на его лекциях в Штутгарте, Мюнхене, Дрездене и Берлине.
С лёгкой руки Ренгартена в конце XIX века пешее хождение вокруг планеты делается своеобразной «модой». Сам Ренгартен, говоря о причинах этого увлечения, объяснил его так: «На рубеже XX века, когда в науке открытие идёт за открытием, а быстрота и удобство передвижения достигли своего кульминационного пункта, если хочется что-либо изучить, то надо смотреть не из окна вагона или удобного экипажа, а двигаясь шаг за шагом».
Первым россиянином, объехавшим вокруг света на автомобиле, стал президент Союза кругосветчиков России Владимир Лысенко.
Он с 1997 по 2002 годы пересекал континенты вдоль или поперек – по самым длинным маршрутам: Северную и Южную Америку – с севера на юг и с запада на восток, Африку – с юга на север и с востока на запад, Евразию – с запада на восток и с юга на север, а Австралию – с востока на запад и с севера на юг. Его маршрут пролегал через 62 страны, и общая протяженность пути составила 160 тысяч километров.
Иван Бунин писал, что человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать. Благодаря первопроходцам и первооткрывателям, таким как Федор Крузенштерн, сегодня у нас есть такая возможность, ведь все дальние земли изучены, описаны и нанесены на карты.