Серый рынок в туротрасли становится проблемой добросовестного бизнеса
На фоне взрывного роста внутреннего туризма в стране растет доля серого рынка, который не подпадает под регулирующие нормы государства.
При этом легально работающий бизнес несет избыточную ответственность за предпринимательскую деятельность, уверены эксперты Российского союза туриндустрии (РСТ).
Президент РСТ Илья Уманский подтверждает слова коллеги о наличии на рынке значительной доли серого бизнеса. Причину этого явления он видит в несовершенстве законодательства и отсутствии контроля в зоне его применения.
Главную опасность серого рынка президент РСТ видит в незащищенности конечного потребителя - туриста. Негативное влияние пробелов текущего законодательства находит отражение во всех сегментах отрасли, в гостиничном, туроператорском и турагентском бизнесе.
Например, гостевые дома и апартаменты, доля которых, превышает 50% от общего числа коллективных средств размещения в некоторых регионах страны по прежнему не регулируются отраслевым законодательством и на них не распространяются обязательные требования, по аналогии с классифицированными гостиницами, при этом они создают значительную конкуренцию легальному гостиничному бизнесу. Еще хуже дела обстоят с посуточной сдачей квартир, о регулировании этой деятельности пока даже речи не идет.
В сфере туроператорского бизнеса, в направлениях внутреннего и въездного туризма, очевидно в модернизации нуждается определение турпродукта. Оно также до сих регулируются законом, разработанным под требования выездного туризма, который формально не отражает реальную специфику всей отрасли. Согласно этому закону, под туристским продуктом понимается комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену. Под перевозкой при этом понимается перевозка туриста из страны (места) постоянного жительства в страну (место) временного пребывания воздушным, морским, речным, железнодорожным, автомобильным транспортом.
В случае, если турист добирается до места начала оказания услуг самостоятельно, то деятельность туристической компании, оказывающей ему услуги на месте, формально не подпадает под деятельность туроператора. С такой проблемой сталкиваются почти все туроператоры, занимающиеся приемом туристов в регионах нашей страны. Еще более остро эта коллизия проявляется во въездном туризме, где российские туроператоры практически никогда не участвуют в организации перевозки иностранных граждан на территорию РФ и обратно - эту задачу берут на себя отправляющие туроператоры.
В РСТ уверены, что определение турпродукта должно быть приведено в соответствие с действительностью и учетом ситуации активного развития внутреннего и въездного туризма. При этом эксперты подчеркивают, что по новому определению должна быть проведена публичная дискуссия со всеми заинтересованными участниками рынка для учета вариативности мнений.
Эксперты РСТ полагают, что проблема незащищенности туристов остро стоит не только на внутреннем, но и на выездном рынке.
Несмотря на значительное финансовое обременение туроператоров, вынужденных страховать свою деятельность, а также направлять значительные средства в фонды персональной и коллективной ответственности “Турпомощи”, опыт показывает, что вернуть все деньги в случае банкротства туроператора, потраченные на приобретение путевки, туристам все равно не удается. Инструмент создавался для обеспечения сохранности денежных средств туристов, но по факту доля возвращенных средств, по опыту последних банкротств, не превышает 30% от стоимости приобретенного турпродукта.
Суммы же, которые добросовестные туроператоры вынуждены “замораживать” в этих фондах превышает уже миллиард рублей, что крайне болезненно сказывается на бизнесе. При этом, эксперты уверены, что не все туроператоры выполняют требования по наполнению фондов одинаково ответственно. Очевидно, что действующие институты, гарантирующие и обеспечивающие защищенность потребителя, нуждаются в трансформации в самом ближайшем будущем.
Турагенты также часто вынуждены работать на сером рынке, куда их толкает суровая экономическая реальность - сокращение комиссии и постоянное повышение требований к работе, исходящие от туроператоров. Это основная проблематика турагентской деятельности, которую участники рынка озвучили на прошедшей стратегической сессии РСТ по турагентской деятельности.
Вдобавок к непростому и экономически невыгодному текущему положению турагентов, с нового года на них, как и на все другие организации ведущие свою деятельность применяя упрощенный режим налогообложения (УСН), будет расширена обязанность по исчислению и уплате НДС, при доходе свыше 60 млн рублей за предыдущий год.
Серый рынок, привыкший существовать по своим правилам, не только дискредитирует добросовестные компании, но и не стремится в “обелению”. Как только случаются вопиющие ситуации с туристами, сделавшими выбор в пользу услуг “серого рынка”, именно легально и добросовестно работающие компании начинают испытывать на себе груз различных проверок и ужесточения требований.
По словам Георгия Мохова, преобразования серого рынка в легальный не происходит. Таким образом, законы, которые разрабатываются государством, соблюдает на практике только незначительная часть бизнеса, работающая легально.
Как заметил Мохов, одновременно с ростом популярности внутреннего туризма и появлением государственных субсидий на его развитие в этом бизнесе резко выросло число случайных людей.
Читайте также:
- МЕТРИКС Development и Alean Collection презентуют новый совместный объект в Агое!
- В Москве в 4 раза увеличился спрос на вакансии в сфере туризма
- VALO запустил продажи номеров в крупнейшем курортном проекте Черноморского побережья — «Лучи» в Анапе