В Республике Мордовия завершилась школа акторов туриндустрии «Мастер-кемп: экскурсоводы». Это первая из серии образовательных программ для представителей отрасли туризма, которую запустил конкурс «Мастера гостеприимства» – проект президентской платформы «Россия – страна возможностей». В течение трех дней 33 гида и экскурсовода из 22 регионов России прокачали свои профессиональные компетенции, познакомились и обменялись опытом с коллегами, погрузились в мордовскую атмосферу.
«Мастер-кемп» – новая образовательная площадка проекта «Мастера гостеприимства», созданная для формирования и развития профессиональных компетенций специалистов туриндустрии. Программы рассчитаны на профессионалов и молодых работников, представляющих самые разные области деятельности: гостиничное дело, ресторанный бизнес, государственное управление в туризме, туроператорскую деятельность и другие. Направлением первой программы школы, которая прошла в Саранске, стала экскурсоводческая деятельность.
Участниками «Мастер-кемп: экскурсоводы» в Саранске стали 33 гида и экскурсовода из 22 регионов с совершенно разным опытом. Среди них – музейные работники, гиды, экскурсоводы, менеджеры по экскурсионной деятельности, преподаватели, координаторы туристических проектов, студенты, руководители туристических организаций и центров досуга и туризма.
Три дня участники обменивались практиками, инструментарием, лайфхаками с коллегами, выполняли профильные индивидуальные и групповые задания, решали местный кейс по созданию экскурсионного маршрута.
На воркшопе Александр поделился с участниками школы теорией об экономике впечатлений, экономике опыта и экономике эмоций, апробированием методики на личном проекте, а на тренинге-прогулке «Режим первооткрывателя» рассказал, как впечатления создаются с помощью органов чувств человека, и дал возможность потренироваться в обострении своих чувств в совершенно незнакомом пространстве. Экскурсоводы отметили, что тренинг помог научиться ощущать город, поставить себя на место экскурсанта, применять новые инструменты на практике в своих регионах.
О том, что делает экскурсию авторской, культурной миссии экскурсовода, инструментах исследования города рассказал член Межрегионального союза экскурсоводов и гидов, руководитель Центра авторских экскурсий «Екбгуляем» Дмитрий Москвин. Ещё одним интересным интенсивом от Дмитрия стала лекция-тренинг «Ёжик в тумане», где в группах участники прорабатывали сценарии работы с экскурсантами, а после исследовали городские локации.
Третьим вдохновляющим образовательным блоком стало общение участников кемпа с победителем Всероссийского конкурса «Лучший гид России», победителем Всероссийского конкурса «Мастера гостеприимства» Анной Пивоваровой, которая поделилась лайфхаками о том, как создать личный бренд экскурсовода, рассказала о региональных брендах, определении сильных сторон экскурсовода, юморе и местном колорите, их связи во взаимоотношениях с гостем.
Экскурсовод национального парка «Таганай» Челябинской области Александра Завражных после лекции Анны отметила, что никогда не думала в сторону развития одежды с символикой и регионолизмами, а возможность использования растений эндемиков натолкнула девушку на создание нового проекта в своем городе – Фестиваля башкирской капусты.
Участники первой школы акторов туриндустрии отмечают, что обучение вдохновило на создание бренда малых городов, позволило по-новому посмотреть на профессию гида и экскурсовода, подарило яркие идеи внедрения в экскурсионную деятельность новых подходов, дало понять, как вовлечь в экскурсионный процесс слушателей и сделать свой продукт незабываемым.
«Моя миссия – наполнить студентов любовью к профессии экскурсовода, показать удивительность этого мира для экскурсий. Каждый из участников школы акторов туриндустрии – это уникальный пример лучших практик экскурсоводов России, каждый оставил свой след профессионала в моей душе и взгляде на то, что делает и любит экскурсовод. Обязательно передам весь полученный опыт своим студентам. Программа поставила точку невозврата и создала образ новых проектов. Надеюсь, все исполнится!» – поделилась впечатлениями заведующая кафедрой туризма и архивоведения Свердловского областного педагогического колледжа Юлия Пирожкова.
Конкурс «Мастера гостеприимства» реализуется с 2019 года. За три года участниками стали более 87 тысяч человек, из них более 36,5 тысяч в 2022 году. Главная задача проекта – познакомить и объединить одной идеей людей индустрии туризма, развивающих туристическую привлекательность регионов страны, создать условия для их обучения, обмена опытом, творческих коллабораций.