По словам Майи Ломидзе, сейчас у туроператорского сообщества появился более длинный горизонт реалистичного планирования и понимание того, что история с COVID-19 вряд ли закончится в следующем году.
«Такое понимание, естественно, вносит коррективы в практику компаний и их бизнес-планы. В целом, уже можно прогнозировать, что 2021 год может оказаться намного сложнее, чем нынешний 2020-й», – отметила исполнительный директор АТОР.
Она подчеркнула, что наличие внутреннего туристического продукта не сможет покрыть убытки туроператорских и турагентских компаний в 2020 году. Программа кешбэка, безусловно, помогла, но ее эффект был очень серьезно «смазан» ограничениями, которые регионы начали лавинообразно вводить в ноябре-декабре, что привело к общему торможению спроса.
«Надо понимать, что зимний сезон – так или иначе «низкий» для внутреннего туризма. А в выездном туризме сейчас практически нет массовых направлений. Открытые Эмираты, Мальдивы, Куба и Занзибар ситуацию не спасают – эти направления недостаточно емкие, в том числе и по причине крайне ограниченного объема перевозки. В результате у турбизнеса не получится накопить финансовую подушку для плавного вступления в летний сезон 2021 года, который также не обещает быть простым. Достаточно вспомнить, что на него приходится крайний срок выполнения обязательств по переносу туров, не состоявшихся в 2020 году. Покрыть эти обязательства за счет имеющихся продаж крайне сложно», – пояснила Майя Ломидзе.
По ее мнению, в этой ситуации без дополнительных мер поддержки со стороны государства, отрасли будет крайне сложно сохранить устойчивость.