Кирилл Иртюга: «Крымский мост – это начало долгого пути по освоению полуострова»

Май 29, 2018
Через мост, по которому пока установлен бесплатный проезд, поедут к крымскому морю туристы из российских городов.

15 мая открылся самый длинный мост России протяженностью 19 000 метров через Керченский пролив, который связал материк и полуостров Крым. Открытие произошло накануне летнего сезона. Это значит, что через мост, по которому пока установлен бесплатный проезд, поедут к крымскому морю туристы из российских городов.

Для туристов-автолюбителей открытие моста – это хорошая новость: серьезная денежная и временная экономия. Если ожидание парома занимало несколько часов, а также существенно зависело от погоды и было дорогостоящим, то 19 км моста при свободной дороге водители преодолеют за 15-20 минут.

Журналист редакции Welcome Times вместе с Кириллом Иртюгой, генеральным директором «РосинвестОтель», обсудил вопросы развития турбизнеса в Крыму, а также роль моста через Керченский пролив.

Мост – это бизнес-проект, который потребовал больших инвестиций

Сразу о главном. Как открытие моста через Керченский пролив скажется на развитии туризма этим летом и в перспективе?

– Я не думаю, что стоит ожидать резкого увеличения туристической активности. Сейчас наблюдается определенное снижение потока. По большей части в связи с нехваткой инфраструктуры и соответствующих условий. Поэтому в текущем сезоне отельерам Крыма нужно как минимум повторить результат прошлого года. Надеяться на улучшение ситуации после открытия моста не стоит по одной простой причине: мост – это транспортная артерия, которая улучшит ситуацию с доставкой товаров на полуостров. Он, безусловно, повысит приток индивидуальных туристов, которые приедут на автомобилях. Но это в разы увеличит нагрузку на всю инфраструктуру, которая на сегодняшний день на это не рассчитана.

В Крыму дороги однополосные, отсутствуют современные развязки. Севастополь и Симферополь – города, которые не предназначены к огромному притоку машин, которые собираются переправиться туда по мосту. Мы говорим сейчас об индивидуальном госте, который рассчитывает на дешевый отдых. Это частный сектор, аренда жилья посуточно без питания, охраны и тем более гостиничного сервиса. Поэтому существенно на загрузку отелей это не повлияет. Влияние может быть в стоимости номеров. Частный сектор и неорганизованные средства размещения для получения дохода будут снижать стоимость. Для отелей это невозможно, т.к. как нужно содержать инфраструктуру отелей и поддерживать в несезон.

На текущий сезон можно прогнозировать увеличение гостевого потока, но не на увеличение среднего чека и загрузки в организованных формах отдыха.

Что уже сейчас можно сказать о бронированиях на лето в Крыму?

– Пока информация неполная. Но по ощущениям будет повторение прошлого сезона, прошлый год был не самый удачный с точки зрения загрузок и доходов. Насколько текущий будет лучше, чем предыдущий, мы увидим уже совсем скоро. Важно отметить, что на полуостров заходят профессиональные гостиничные управляющие компании. Они помогают реновировать, реконструировать, модернизировать старый номерной фонд санаториев и пансионатов. Также соответствуют современным требованиям гостей.

Наличие нового аэровокзального терминала «Симферополь» сделает перелеты быстрыми и комфортными. Я надеюсь, что в разгар сезона цены на перелеты будут ниже, чем сейчас (на данный момент стоимость прямого перелета Москва – Крым – Москва на семью из трех человек – 2 взрослых и ребенок – с датой вылета 1 июня, и возвращения – 10 июня составляет 30 035 рублей, прим. ред.). Возможность осуществлять недорогие перелеты – это солидное преимущество для стимулирования туристического потока.

Мост – генератор повышения трафика

Но туристам все-таки заманчиво ехать на автомобиле по мосту, это ведь дешевле…

– Наш турист всегда в поиске и оптимизации своих расходов на отдых. На днях появилась новость, что платная дорога М-4 Дон (более 200 км трассы от Ростовской области до Краснодарского края – прим. ред.) подорожает с 1 июня. Незначительно, но все-таки возрастет в цене. Ситуацию с доходами населения, которая сегодня есть, мы все знаем. Люди пытаются сэкономить, сделать для себя отдых максимально доступным, в том числе и в плане перемещений. Разумеется, туристы поедут на полуостров семьями из Краснодарского края и Ростовской области на личном транспорте. Мост в данном случае – это генератор повышения трафика.

Также сказывается отсутствие интересных, с точки зрения цены, авиапредложений. Перемещение на полуостров – это уже серьезная инвестиция для туристов, равная 25-35 % от бюджета всего отдыха. Именно эту сумму гости хотят сократить, пользуясь личным транспортом и перемещаясь по полуострову на автомобиле.

Гости голосуют рублем там, где есть качественный сервис

Министерство курортов и туризма Республики Крым официально заявило: отели не станут повышать цену на размещение в сезон 2018 года. Так ли это?

– Давайте определять цену номера и цену для гостей не приказами Минкурортов и другими органами, а все-таки рыночной стоимостью. Все, кто находятся на рынке, в первую очередь, приходят зарабатывать деньги, вести бизнес и платить налоги. Нельзя декларативно опустить или повысить цену. Здесь другой вопрос: есть ли возможности содержать и продавать объект, который активно работает и принимает туристов всего 4 месяца в году, а в остальное время стоит практически «законсервированным», по конкретной цене. Содержание объектов, в зависимости от наличия инфраструктуры, уровня сервиса и качества – это достаточно дорогое удовольствие.

Земельный налог, кадастровый налог, функционирование комплекса, вода, свет – все это выливается в значительные расходы на содержание. Объект в 300 санаторно-курортных номеров или даже 150 – это огромные площади, которые надо обслуживать весь год. Надо брать в расчет, что на полуострове имеются определенные правила подачи света и воды, их пока еще никто не отменял. Отельеры, ориентированные на качественное обслуживание, порой вынуждены дублировать системы для жизнеобеспечения зданий. Это для того, чтобы гости были обеспечены всем необходимым.

Гости голосуют рублем там, где есть качественный сервис, и едут туда отдохнуть. Собственники в свою очередь подходят с другой стороны. Они задают себе вопросы: смогут ли содержать объект, предоставлять качественные услуги, которые они заявляют и соответствовать тем проверкам, которые на них накладывают управляющие органы.

Нельзя однозначно утверждать, что цены не повысятся. Это было бы замечательно. Но в таком случае надо говорить о смягчении законодательства по поводу регулирования кадастровой стоимости, снижения налогообложения по земельным участкам, на которых находятся гостиницы. Иными словами, дать преференции отельерам, чтобы они имели повод снизить стоимость размещения.

Какие отельные концепции подходят Крыму?

– Мы активно разрабатываем концепции и проекты отелей для Крыма. В основном, это реновации комплексов и реконструкции. Полуостров насыщен объектами, которые были введены в эксплуатацию в 80-90-е годы. Это санаторно-курортные комплексы и пансионаты. Сейчас на существующем рынке все понимают, что уровень конкуренции растет, и нужно соответствовать требованиям. Нужно быть конкурентоспособным, зарабатывать лояльность туристов за счет реконструкции и реновации собственных объектов, а также новой и современной концепции.

Один из вариантов – это максимальное сокращение зависимости от того короткого летнего сезона, когда на полуострове стоит теплая погода. Максимально комфортно в Крым вписывается санаторно-курортная история, спа и оздоровление. Этот формат позволяет обслуживать гостей круглогодично и помогает восстанавливать здоровье. Климат полуострова мягкий и комфортный для прогулок, трекингов, посещения исторический мест, достопримечательностей. Больше того, Крым обладает интереснейшими природными памятниками – водопады и горы – есть куда поехать и что посмотреть. И все это не в каменных джунглях, а на природе с чистым воздухом.

Еще одно направление – это детский отдых. На рынке сегодня небольшое количество площадок и объектов, которые специально созданы и сформированы под детский оздоровительный и семейный отдых. Думаю, такие концепции будут актуальны и востребованы на полуострове.

Освоение территорий – главная задача для развития полуострова

Можно ли сделать Крым альтернативой Турции для наших соотечественников?

– Мы не можем поменять климатическую зону, в которой находится полуостров. Это самый важный критерий, который принимается во внимание туристами. Турция имеет другие возможности с точки зрения климата и сервиса. Российские отели смогут конкурировать с ними только при комплексном подходе как в освоении территории, так и в развитии инфраструктуры. И вопрос не только в отдельно взятом участке или локации, а в общей системе: это создание интересных общественных пространств, строительство торговых центров, развлекательных комплексов, дорог, парковок и много другого. Вопрос комплексного решения развития территории.

В отношении Крыма остро стоит еще и транспортный вопрос. Сюда включается новый аэропорт, что очень важно: появилась транспортная доступность. Надо помнить, что это и ж/д транспорт – определенный сегмент, который позволит тем же автомобилистам впоследствии пересесть на поезд. Во многом процесс развития сильно завязан на уровне обеспечения городов транспортной инфраструктурой. Ни Севастополь, ни Ялта, ни Симферополь не предназначены для того потока гостей, которые будут прибывать на личном транспорте. Проблемы начнутся тогда, когда люди массово поедут в Крым на собственных автомобилях и столкнутся с тем, что города к такому количеству транспорта еще не готовы.

Мы не должны забывать, что мост – это в том числе грузовой тоннажный перевоз: грузовики и фуры. Машина в 20-40 тонн, катящаяся по городу, в однополосное движение не впишется. Уже сейчас в Ялте в будний день начинаются пробки на дорогах. Можно только представить, что будет в ближайшее время.

Мост – это начало долгого пути по освоению полуострова. Это существенное решение такой социальной проблемы жителей, как сокращение времени для переправы на полуостров.

То есть, построили мост, увеличили приток туристов, но не создали комфортной инфраструктуры?

– Я не думаю, что при строительстве моста была цель увеличить приток туристов. Здесь важна экономическая связь между полуостровом и материком. Здесь нет туристической основы, которая в данном случае является вспомогательной историей. Первый шаг в направлении развития полуострова сделан, теперь время идти дальше и развивать бизнес, инфраструктуру и многое другое. Транспорт, дороги, сервис, экскурсии, развлечения – это комплекс решения задач, а мост – это история, от которой следует отталкиваться.

Если на полуостров едут в основном бюджетные туристы, то как выживают пятизвездочные отели?

– Спрос на качественный сервис и услуги со стороны гостей есть. Наша страна имеет большое количество профессиональных военных, сотрудников органов внутренних дел и других профессий. Эти представители по профессиональным требования проводят свой отдых на территории России. Также детский отдых и корпоративный отдых формирует спрос на качественные предложения.

Вопрос также в концепции и услугах, которые оказывает отель. Пятизвездочный отель с комфортным размещением с детьми, лечебным центром, бассейнами, качественным сервисом, хорошим питанием и безопасностью будет чувствовать себя уверенно. Не понаслышке знаю от коллег, какие работы проводятся. И это очень серьезная профессиональная деятельность.

Что касается внутреннего туризма в целом: идет он на увеличение, помогает ему Крым или нет?

– Есть тенденции, которые определяется спросом: посещение различных природных заповедников и горных кластеров, отдых на море, лечение и реабилитация. Формируется интерес к изучению истории и природных заповедников. Население больше смотрит на возможность отдыха внутри страны.

Люди пытаются сохранить тот привычный ритм жизни, который вырабатывался годами и не отказывать себе в отдыхе. Выбор определяется исходя из возможностей, но сам отдых остается важным элементом жизнедеятельности.

Если говорить в целом о внутреннем туризме, то многие отказались от поездок за рубеж: при текущем валютном курсе это стало дорого. Люди, которые имели стабильный доход, все больше смотрят в сторону российских курортов.

В этом направлении важно не упустить ситуацию: гости, которые отдыхали ранее за рубежом, имеют понимание о уровне сервиса и качества услуг. Оно должно соответствовать уровню звездности гостиниц.

Выбирая российские курорты, они могут встретить пока еще некачественный сервис, питание, услуги и отвернуться от посещения этих направлений. Нередко стоимость отдыха в России приближается к ценам на европейские курорты и к тем же турецким.

Здесь важно соблюдение соответствия между заявленным уровнем сервиса и реальной стоимостью. Если так будет на практике, а не только в теории, то российский турист оценит ситуацию с отдыхом внутри страны и будет доверять ему. Тогда и само направление будет развиваться.

Без доверия гостей к внутреннему туризму, услугам и сервису развивать его невозможно.


Кирилл Иртюга, генеральный директор УК РосинвестОтель, тренер-практик в Live. Personal&Business.
Точка зрения автора данной статьи в разделе "Мнения", может не совпадать с мнением редакции.
Материал уже оценил 1 гость на:
5
5
Другие оценили статью на 5* из 5. А ваше мнение?