Куда движется туроператорский рынок? Будет ли он развиваться в сторону комплексного турпродукта или займется динамическим пакетированием? А может, предпочтет реализовывать отдельные услуги?
Ответы на эти вопросы искали участники сессии «Эволюция туристических операторов: переход на рельсы устойчивого развития», которую провел Российский союз туриндустрии в рамках IV международного туристического форума «Путешествуй!».
Модератором выступил президент РСТ Илья Уманский.
В начале встречи он отметил интересную тенденцию: «Несмотря на то, что туроператоры регулярно рапортуют о росте турпотоков, число адептов независимых поездок тоже активно растет. Зачем тогда нужны туроператоры, если рынок движется в направлении автономных поездок?».
Заместитель директора департамента реализации проектов в сфере туристской деятельности Минэкономразвития Валентина Перепелицына, отвечая на вопрос, как на туроператора смотрит государство, отметила, что для регулятора это, в первую очередь, надежный участник рынка, работающий по понятным правилам. Во-вторых, тот, кто обеспечивает стабильный поток иностранных туристов, так как их в страну привозит, как правило, именно туроператор.
Как отмечали эксперты сессии, в деятельности туроператоров – и выездных, и внутренних – довольно большое место начала занимать продажа отдельных услуг. Еще лет 15-17 назад российские туристы практически всегда путешествовали через турфирмы, так как других вариантов из-за разного рода несовершенств рынка просто не существовало. С появлением современных девайсов ситуация изменилась. Клиент теперь сам способен собрать маршрут, но не всегда может или хочет бронировать перелет, размещение, трансфер – нужен кто-то, кто займется этим вместо него. И на рынке появились агрегаторы как альтернатива туроперейтингу.
Как рассказала управляющий директор группы компаний «Островок» Дарья Кочеткова, деятельность b2b агрегатор начал только в тот момент, когда в обойме появилось довольно много объектов размещения, которые были интересны не только клиентам b2c, но и турагентам. «В части b2b мы являемся туроператорами, так как у нас есть трансферы, билеты и другие услуги, а значит мы компонуем готовый продукт».
Коммерческий директор компании «Алеан» Оксана Булах заметила, что все представляют классическую модель туроператора примерно так: он собирает готовые турпакеты и продает их туристам через турагентов. Однако такой схемы в чистом виде давно уже нет.
Туроператоры, по словам эксперта, давно уже перестав быть классической моделью, активно развивают различные каналы привлечения клиентов. Продажа чисто туроператорского продукта вряд ли превышает больше 50% от общего объема. Остальное – это реализация отдельных услуг.
Илья Уманский согласился, что граница между агрегатором и туроператором, по крайней мере в сегменте внутреннего туризма, все менее заметна. Это взаимопроникающие модели.
Генеральный директор компании Fun&Sun Владимир Рубцов не отрицает, что конфигурация бизнеса меняется: грани между чистым туроперейтингом и системой бронирования стираются. Сегодня в портфеле Fun&Sun объем продаж отдельных услуг превышает 30%. Особенно это стало заметно с приходом в бизнес больших экосистем.
Развитие внутреннего туризма сопряжено с развитием отдельно взятых регионов, ведущим к укрупнению и масштабированию таких игроков, к примеру, как компания «Большой Алтай», которая является классическим принимающим туроператором – DMC.
Компания «Панарктик Стар» занимается приключенческим туризмом, а это еще более сложный продукт. В арктик-отель «Китовый берег» на берегу Баренцева моря нет дороги – после более трех часов пути на катере по рекам и озерам туристы попадают в место, где их ждут горячая вода и устойчивый интернет.
Руководитель департамента маркетинга и продаж Александр Одабашян обозначил свой взгляд на эволюционные тенденции развития приключенческого туризма. Первая из них – фокусная эмоция. Людям сегодня неинтересно просто забронировать отель или даже разработать маршрут, они хотят отправиться в настоящее путешествие. Вторая – доверие. Клиенты не могут сами делать то, что делает «Панарктик Стар». У них при всем желании не получится самостоятельно организовать поездку на плато Путорана.
У группы «Мантера» сегодня 7,5 тыс. номеров в отелях 3-5*, расположенных преимущественно в Сочи, рассказала заместитель генерального директора по развитию гостиничной деятельности Яна Уханова. По ее словам, доля туроперейтинга в их бизнесе составляет в зависимости от объекта от 5% до 30%.
Подводя итог дискуссии, Илья Уманский определил два трека. Первый – крупный бизнес идет в сторону технологий и, как следствие, упрощения рутинных процессов. Второй – усложнение продуктов, которые делают локальные игроки.
Интересные статьи:
► В Сириусе впервые за пять лет появится новый песчаный пляж
► Туроператоры несут большую финансовую нагрузку в связи с ситуацией на Ближнем Востоке
► Страховщики назвали вспышку вируса Коксаки в Турции надуманной проблемой
Хотите больше актуальной и эксклюзивной информации?
Подписывайтесь на Телеграм канал ►
Подписывайтесь на Телеграм канал ►