bnovo.ru

Гостиничный бизнес России столкнулся с дефицитом кадров

Сентябрь 29, 2021
Пандемия привела к драматическому дефициту персонала в гостиницах, общепите и рознице. За горничных уже идут «ценовые войны», но отсутствие мигрантов и непрестижность этих профессий не позволяют восполнять недостаток.

В 2021 году гостиницы и рестораны, а также розничная торговля столкнулись со значительным дефицитом кадров, следует из данных компании по поиску работы и сотрудников HeadHunter, сообщает РБК. С января по сентябрь 2021 года спрос на персонал в сегменте HoReCa (отели, рестораны и кафе) вырос к аналогичному периоду прошлого года более чем в два раза — работодатели предлагали 54,5 тыс. вакансий.

Но полностью удовлетворить этот спрос невозможно — число резюме соискателей на эти вакансии в течение года только уменьшается, следует из данных HeadHunter. За девять месяцев 2021 года конкуренция на место по России снизилась: в HoReCa — на 65%, до 2 человек на место.

Директор департамента аналитических бизнес-решений HeadHunter Наталья Данина отмечает, что наиболее острый дефицит персонала испытывают гостиничный и ресторанный рынки. До пандемии конкуренция за вакансии в HoReCa была на уровне пять человек на место в среднем по России. В пик первой волны пандемии из-за шоковой заморозки найма и сокращений в мае 2020-го, как фиксировал HeadHunter, конкуренция выросла до 16 резюме на место, а затем с июля 2020 провалилась с 5 до 1,7 на текущий момент.

Юнис Теймурханлы, генеральный менеджер отеля «Гельвеция» в Петербурге
Ситуация с дефицитом персонала катастрофическая, худшая, наверно за последние лет пять.

Из-за нехватки мигрантов «провалилось» нижнее звено так называемого «линейного персонала»: подсобные рабочие, мойщики, грузчики багажа. На этих позициях, как правило, не работали россияне. А нижний линейный персонал — это 60% персонала отеля. Также обострился дефицит горничных.

Конкуренция за горничных так обострилась, что фактически идет ценовая война. За год в отеле зарплаты линейного персонала подняли почти на 20%, а также понизили норму выработки для горничных, чтобы, работая столько же, можно было получать больше за счет сверхурочных.
Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов
Ситуация доходит до того, что при высоком объеме продаж некому убирать номера. Причин дефицита несколько: во-первых, не все мигранты, которые работали до пандемии, смогли вернуться в Россию. Во-вторых, на рынке происходит перераспределение труда: некоторые отрасли, например, стройка или ретейл, готовы платить сотрудникам больше, чем гостиницы.

Уровень зарплат в гостиничной отрасли вырос за последний год в среднем на 10-30%, но это не слишком помогло отельерам. Профессия горничной не считается престижной, молодые люди сегодня хотят работать за другие деньги, и вряд ли можно предположить, что люди с высшим образованием пойдут на эту работу.

Доля затрат на персонал у отелей довольно высока: для среднего или крупного средства размещения это 25-30% расходов, для маленьких отелей она может доходить до 50%. Но повышать цены отельеры не могут из-за ограниченного внутреннего спроса.

Рестораторы, в свою очередь, тоже говорят о нехватке 20%-30% персонала. Ситуация с кадрами у ресторанного рынка близка к катастрофической, обеспокоен совладелец холдинга Restart Vasilchuk Brothers Алексей Васильчук. Ставки линейных сотрудников, например, поваров, выросли за последний год почти на 50%, при этом людей ресторанам все равно не хватает.

Недостатка персонала не ощутили отельеры высокого ценового сегмента. Высококвалифицированные кадры, которых требует статус пятизвездного отеля, всегда пользуются высоким спросом, отмечает глава отдела персонала московского Radisson Collection Hotel Мария Филатьева. Поэтому в компании развита система подготовки персонала: специалистов нужной квалификации обучают из собственных сотрудников, и это помогает сработать на опережение, добавляет Филатьева.

Поделиться:
Материал уже оценили 0 гостей на:
0
0
Другие оценили статью на 0* из 5. А ваше мнение?