Экспертный совет Союза агентств делового туризма: НДС, туристический налог и ключевые вызовы рынка
15 ноября 2024 года прошел экспертный совет Союза агентств делового туризма (САД). Представители отелей, консолидаторов, TMC и корпоративных клиентов обсудили острые проблемы рынка: изменения налогового законодательства, рост стоимости отелей, сложности с корпоративными тарифами и технологические решения.
Модераторами дискуссии выступили Юлия Липатова, управляющий директор компании «Аэроклуб», и Галина Полищук, управляющий директор корпоративного бизнеса Випсервис.
Одной из ключевых тем для обсуждения стало увеличение гостиничных тарифов. Юлия Липатова отметила, что за 10 месяцев текущего года общий рост стоимости проживания составил 17% к 2023 году, а для специальных корпоративных тарифов – 15%. Эксперты прогнозируют, что в 2025 году цены вырастут на 20%-25%. Основными факторами роста станут инфляция, рост затрат на персонал, введение новых ставок НДС и туристического налога.
При этом, по словам представителей отелей, корпоративные заказчики формируют свои тревел-бюджеты на 2025 год в том же объеме, что был в текущем, или увеличивая лимиты на 3%-5%, но не индексируя их в соответствии с инфляцией. Такая ситуация приводит к тому, что отели, соглашаясь на определенный уровень корпоративных тарифов в рамках отельных программ, не могут обеспечить наличие номеров по этой стоимости. Как отметила Галина Полищук, до 40% заявок на бронирование по корпоративным тарифам в городах, наиболее востребованных бизнесом, не подтверждаются, особенно в высокий сезон. Это приводит к снижению эффективности корпоративных программ.
К дополнительным сложностям, которые в результате растягивают процесс организации командировки до нескольких дней, относится и неготовность порядка 20% отелей к переходу на новые технологические решения, способные обеспечить мгновенное подтверждение бронирования. В отелях, которые по-прежнему работают с запросами вручную, официальный срок ответа достигает 24 часов, в то время как агентство гарантирует обработку клиентского запроса в течение 30 минут.
Среди ключевых факторов, по причине которых отели не подтверждают корпоративные бронирования в рамках отельных программ, представители гостиниц называли сегментацию и размеры тарифов.
Корпоративные заказчики отметили, что ограниченный объем подтвержденных ночей в текущем году также ведет к сложностям в согласовании низких тарифов на следующий год, так как по договору с отелями компании должны обеспечить определенное количество ночей за год.
Александр Курносов, генеральный директор «Академ-Онлайн», подчеркнул, что не стоит забывать о макроэкономическом факторе роста цен на отели:
Подводя итог, Юлия Липатова пригласила компании и отели к открытому диалогу:
Одной из главных тем обсуждения стало изменение с начала 2025 года НДС для компаний, работающих в режиме УСН, и его влияние на ценообразование и планирование корпоративных программ.
Крупные сетевые отели, такие как Accor, уже определились со ставками НДС (5% или 7%) и в случае изменений обещают информировать об этом заранее. Однако региональные отели до сих пор не приняли решение, несмотря на то, что нововведение ожидает рынок уже с 1 января 2025 года. Ряд клиентов с момента введения нулевой ставки НДС для отелей, то есть с лета 2022, начали учитывать НДС в корпоративных лимитах. Компании остались довольны такой системой – сотрудники удовлетворены, поскольку могут забронировать хороший отель в рамках лимита, а бухгалтерия после может вернуть НДС.
Тема туристического налога, который вступает в силу с 2025 года, также вызвала активное обсуждение. Дарья Кочеткова, управляющий директор «Островок.ру», отметила:
Эксперты предложили внедрить модель, при которой туристический налог оплачивается агентством от лица клиента, чтобы минимизировать неудобства для сотрудников и сохранить прозрачность расчетов.
Завершая мероприятие, Юлия Липатова отметила:
Круглый стол подтвердил, что 2025 год станет годом серьезных изменений для индустрии делового туризма. Союз агентств делового туризма продолжит работу над улучшением взаимодействия всех участников рынка.
Читайте также:
- Магадан прирос «Территорией». На Колыме открылся новый бутик-отель
- Плавучие отели: новый тренд охватывает всё больше регионов России
- Дополнительный вид оздоровительного отдыха стал доступным для жителей и гостей КавМинВод