
Практика продажи путевок по невозвратным тарифам международная, в России аналогичные правила действуют на авиа- и ж/д билеты, сообщает газета «Известия». Впрочем, фактически отельеры и агрегаторы и так включают в клиентские договоры условия о невозврате оплаты, но отказать в компенсации в ответ на требование клиента они не вправе. С принятием закона они его получат.
Для легализации этой практики могут потребоваться поправки в законы «О туристской деятельности» (№132-ФЗ) и «О защите прав потребителей» (№2300-1), следует из документа. Подготовить поправки участники заседания попросили Ростуризм, планируемый срок их разработки — апрель 2021 года.
Изменения позволят снизить цену размещения по сравнению с бронированием на общих условиях на 20–30%. Такой вариант выгоден обеим сторонам — и отельерам, и потребителям.
Гостиничные услуги в России регулируются законом о защите прав потребителей и специальными положениями и правилами их предоставления. Сегодня эти нормы явно ограничивают применение гостиницами так называемых невозвратных тарифов.
Максимально возможная для отельеров опция — это использование понятия гарантированного бронирования. В случае несвоевременного отказа, опоздания или незаезда потребителя с него взимается плата за фактический простой номера, но не более чем за сутки.
На практике участники рынка включают в свои предложения опцию брони по невозвратному тарифу.
Несмотря на запрет работы по невозвратному тарифу, профессиональные гостиницы пользуются этой опцией. Существует ряд специальных онлайн-ресурсов, где потребителей фактически инструктируют, как терроризировать отели за счет пробела в законодательстве. Поэтому злоупотребления существуют с обеих сторон.
Бронирование по невозвратным тарифам — это мировая практика.
В части авиаперевозок невозвратные тарифы изначально были прерогативой лоукостеров. Загрузка отелей в невысокий сезон колеблется от 30% до 60%, российские гостиницы могли бы за счет невозвратных тарифов привлекать туристов заранее и увеличить глубину бронирования.
Цена на невозвратные тарифы действительно будет ниже, но она в любом случае формируется динамически — чем больше спрос, тем выше стоимость, отметил член экспертного совета по туризму при комитете Совфеда по социальной политике Юрий Барзыкин. Цена в итоге формируется конъюнктурой, поэтому необходимости в экстренном придании законности невозвратному тарифу нет, считает он.
Несмотря на плюсы и для клиентов, и для отелей, невозвратные тарифы в гостиницах могут потребовать дополнительного внимания контролеров регулирующих органов — для защиты прав потребителей, уверен Олег Москвитин. По крайней мере на начальном этапе, когда вероятны шероховатости в выстраивании отношений между гостиницами и их гостями.