Перед началом нового туристического сезона турбизнес столкнулся с резким подорожанием аренды и перспективой нехватки туристических автобусов. Таможенные пошлины, высокий утилизационный сбор и высокие ставки по кредитам привели к удорожанию транспортной составляющей в экскурсионных турах до двух раз. Представители транспортной отрасли предлагают операторам смириться.
Стоимость аренды туристических автобусов в этом сезоне выросла от 30% до 2 раз, рассказали в крупных туроператорских компаниях, специализирующихся на экскурсионных турах. Факты роста цен подтвердили в профильной транспортной ассоциации.
Причин несколько: во-первых, с проблемой поставок зарубежных комплектующих сталкивается не только авиаотрасль – других транспортников подорожание запчастей и необходимость формирования новых схем поставки также коснулись.
Во-вторых, сыграла роль и индексация утилизационного сбора для юрлиц в августе 2023 года. В итоге приобретение китайского автобуса в России сейчас обходится в два раза дороже, чем в стране изготовления.
В-третьих, отрасль столкнулась с нехваткой водителей на фоне «ковидного» и последующего геополитического кризиса: квалифицированные кадры предпочли более спокойную и предсказуемую работу.
Однако ряд участников туристического рынка выражает уверенность, что это не исчерпывающие причины для кратного роста стоимости аренды и транспортникам все же есть куда «подвинуться».
Особенно ощутимо подорожание в Москве – оно доходит до 2 раз по сравнению с прошлым годом, говорят опрошенные туроператоры. В других регионах ситуация пока не настолько критичная, но рост цен также очень заметен.
Подорожание туров меняет структуру спроса
В этой с ценовой ситуацией меняется и сама структура спроса в экскурсионном туризме, говорит директор туроператора «Мастерская Путешествий» Владимир Лутов.
Эксперт заметил, что начиная с ноября 2023 года подорожание автобусов приводит к «вымыванию» с рынка однодневных туров и туров небольшой продолжительности в пользу более длинных программ, где транспортная составляющая «размывается» в общей цене и становится не настолько заметной.
Например, еще в начале осени стоимость однодневного тура из Москвы в Ростов Великий или Муром была в пределах 2200-2800 рублей на человека. А этой зимой поднялась до 4700, что на семью из 4 человек составляет уже почти 20 тыс. и становится для многих «непозволительной роскошью» в текущих экономических реалиях.
Повышение цен, говорят участники рынка, не спасет от дефицита туристических автобусов.
Острая нехватка транспорта приведет к тому, что компании будут на пределе возможностей использовать имеющуюся технику. А значит, не будет замен и резервов.
Руководитель туроператора «Скан Тур», со своей стороны, отмечает, что дефицит автобусов в сезон станет еще острее, если в Россию действительно приедет больше иностранных туристов.
В качестве решения проблемы опрошенные туроператоры предлагаю такие варианты:
- отменить таможенные пошлины на ввоз туристических автобусов
- отменить утилизационный сбор для туристических автобусов
- ввести 100% субсидирование кредитных ставок на покупку туристических автобусов
- разрешить автобусам, осуществляющим туристскую перевозку, двигаться по полосам общественного транспорта
- отменить необходимость уведомления ГИБДД о детской внутригородской перевозке для снижения общей нагрузки на транспортные и туроператорские компании.
Эксперты транспортной отрасли, в свою очередь, не уверены, что эти меры помогут или что они осуществимы. И предлагают туроператорам смириться.
В ассоциации отмечают также, что снижение пошлин и сборов скажется скорее не на тарифах, а на качестве обслуживания и темпах обновления автопарков, пишет АТОР.
Редакция Welcome Times. Читайте также: